Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Государево ли дело?

Государево ли дело?

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Государево ли дело? Президент Петр Порошенко выступает за создание в Украине единой поместной православной церкви, которая, по его мнению, поможет единению Украины и рассчитывает в этом вопросе на поддержку вселенского патриарха.

Что значит поместная церковь? В Библии дается определение и характеристика поместных церквей. Апостол Павел (1 Кор. 1, 1–3) пишет, что каждая церковь, находящаяся в определенной местности, может быть названа поместной церковью. Первая такая церковь была в Иерусалиме. Ее характеристика дана в Деян. Ап. 2, 41–47: «в той благословенной церкви не все обстояло благополучно. Состав ее членов не был однородным, что приводило к трениям между верующими. В Иерусалимской церкви было два рода христиан: уверовавшие во Христа из палестинских иудеев придерживались строго иудейского Закона; уверовавшие из эллинов считали себя более свободными от Моисеева закона».


Другая поместная церковь – в городе Антиохии. О ее появлении написано в Деян. Ап. 11, 19–26: «она состоит из уверовавших во Христа иудеев и язычников. В Антиохийской церкви царит мир. Но вот из Иерусалима в эту церковь приходят люди, которые говорят ее членам: Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян. Ап. 15, 1). И миру в Антиохийской церкви этими братьями положен конец: произошло великое разногласие».


Наконец, поместные церкви Галатии. Здесь случилось еще нечто худшее, чем в Антиохийской церкви: «проповедники Моисеева закона не только внесли в церкви Галатии распри и разногласия, но они отвлекли их от благодати и тем самым вовлекли их в лжеучение» (Гал. 4, 9)… Такова жизнь в поместных церквах. Приходят братья, а то и лжебратья со своими взглядами и понятиями и кладут конец миру в церкви. Так было в дни апостолов, так оно есть и сегодня.


По данным белорусского сайта palomnik.by, в мире существует 15 автокефальных поместных православных церквей, численностью прихожан приблизительно 226,5 млн человек, где каждый архиерей управляет епархией не самостоятельно, а в согласии с клиром и мирянами. За ними закреплено право устраивать свою жизнь в соответствии со своими традициями и уставами, даже если последние противоречат западным либеральным стандартам. Например, если та или иная церковь осуждает «однополый брак» как греховный и противоречащий Святому Писанию, это поместное религиозное объединение недопустимо обвинять в отсутствии толерантности и разжигании вражды. Если церковь выступает против абортов и эвтаназии, она не должна подвергаться критике как «тормоз прогресса». Очень много в православной церкви традиций, которые отличаются от западных либеральных стандартов, и здесь обеспечено право церквей на сохранение и проповедь незыблемых для нее ценностей и соблюдается в строгости.


Во время встречи с представителями архиепископа Константинопольского и Вселенского Патриарха Варфоломея I, которые прибыли в Украину для участия в мероприятиях по случаю Дня крещения Киевской Руси-Украины, наш президент заявил: «Почти в каждой независимой православной стране есть независимая автокефальная церковь*. Посмотрим на карту в алфавитном порядке. Болгария и Грузия. Греция и Кипр. Румыния и Сербия. Почему Украина иная? Почему мы должны быть исключением?»


Ранее глава Киевского Патриархата УПЦ Филарет говорил об этом в своих публичных выступлениях. Год назад в украинском кризисном медиа-центре, в частности, сказал: «Нам нужна украинская паства. И если общество хочет перейти в Киевский патриархат, мы не возражаем и готовы ее принять». Как мы понимаем, речь шла не о духовных стремлениях, желании укрепления духа мирян, а о стремлении иметь как можно больше храмов и людей в них. Виктор Ющенко во времена своего президентства говорил о единой православной церкви в Украине. Теперь президент Порошенко мечтает о создании единой поместной церкви, с подачи, как мы понимаем, Филарета. Ранее также сообщалось, что премьер-министр Арсений Яценюк вел по этому поводу переговоры с Константинопольским патриархом Варфоломеем. О чем они договаривались? Согласно Конституции Украины церковь отделена от государства, поэтому глава правительства не имеет никакого права вступать в переговоры, а гарант Конституции рассуждать о поддержку вселенского патриарха в вопросе объединения церквей.


Существуют определенные духовные догматы, препятствующие объединительным новациям. Например, это касается присоединения к общей структуре Украинской греко-католической церкви. Между православными и греко-католиками существуют канонические и богословские разногласия – это понимание непорочности Девы Марии и Ее Успения, исхождение Святого Духа и тому подобное. А понятие «чистилища» в православии отсутствует вообще. Что касается подчинения греко-католиков Ватикану, а православных Константинополю, то снова возникает вопрос: как все это объединить?


И наконец, каким образом создание нового объединения «Украинская поместная православная Церковь» поможет спасению человеческих душ? Боюсь, что такое формирование будет предназначено выполнять роль аудитории для воплощения определенных государственных планов: внедрение богопротивной «толерантности», например. У нас же правители просто напичканы идеями «западных ценностей» и очень успешно внедряют в нашу жизнь: однополые браки, разрешение разгуливать по Украине иностранным ВИЧ-инфицированным и т.д. Вряд ли будет соблюдаться этика невмешательства в церковные устои. Так что прежде чем внедрять церковную независимость, следует внимательно почитать, что об этом говорит апостол Павел.

 

*Автокефалия – это независимость в управлении. Автокефальная церковь сама избирает и поставляет для себя новых епископов и предстоятеля, так что утверждения этих действий со стороны других церквей не требуется.


В тему:


В прошлом номере ПОЗИЦИЯ уже писала о поместной церкви и возможности создания такого института в Украине. Мы получили много читательских отзывов на материал. Ниже мы приводим комментарий, опубликованный на нашем информационном сайте, который весьма метко расставляет акценты в этой дискуссии:


Jack

Эта церковная проблема решения не имеет, если только путать веру с политикой, а церковь считать министерством по делам религий. 


В этом случае собачиться и позориться на весь мир можно бесконечно. И дойти до того, что в каждой области будет «независимый патриарх». Что есть уже чистое язычество. 


Но этот нелепый спор сразу рассыпается и теряет смысл, если вспомнить, что объединяет нас всех одна православная вера, и священник – не Бог, а только помощник и консультант, а церковь – не контора по хранению святынь, а вдохновитель для тех, кто верой слаб. 

 

 

Наталья ЕРМАКОВА