Государево ли дело?
12 серпня 2015 18:16
Переглядів: 433
Коментарів: 0
Надрукувати
Президент Петр Порошенко выступает за создание в Украине единой
поместной православной церкви, которая, по его мнению, поможет единению Украины
и рассчитывает в этом вопросе на поддержку вселенского патриарха.
Что значит поместная церковь? В
Библии дается определение и характеристика поместных церквей. Апостол Павел (1 Кор.
1, 1–3) пишет, что каждая церковь, находящаяся в определенной местности, может
быть названа поместной церковью. Первая такая церковь была в Иерусалиме. Ее
характеристика дана в Деян. Ап. 2, 41–47: «в той благословенной церкви не все
обстояло благополучно. Состав ее членов не был однородным, что приводило к
трениям между верующими. В Иерусалимской церкви было два рода христиан:
уверовавшие во Христа из палестинских иудеев придерживались строго иудейского
Закона; уверовавшие из эллинов считали себя более свободными от Моисеева закона».
Другая поместная церковь – в городе
Антиохии. О ее появлении написано в Деян. Ап. 11, 19–26: «она состоит из
уверовавших во Христа иудеев и язычников. В Антиохийской церкви царит мир. Но
вот из Иерусалима в эту церковь приходят люди, которые говорят ее членам: Если
не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян. Ап. 15, 1). И миру
в Антиохийской церкви этими братьями положен конец: произошло великое
разногласие».
Наконец, поместные церкви
Галатии. Здесь случилось еще нечто худшее, чем в Антиохийской церкви: «проповедники
Моисеева закона не только внесли в церкви Галатии распри и разногласия, но они
отвлекли их от благодати и тем самым вовлекли их в лжеучение» (Гал. 4, 9)… Такова
жизнь в поместных церквах. Приходят братья, а то и лжебратья со своими
взглядами и понятиями и кладут конец миру в церкви. Так было в дни апостолов,
так оно есть и сегодня.
По данным белорусского сайта
palomnik.by, в мире существует 15 автокефальных поместных православных церквей,
численностью прихожан приблизительно 226,5 млн человек, где каждый архиерей
управляет епархией не самостоятельно, а в согласии с клиром и мирянами. За ними
закреплено право устраивать свою жизнь в соответствии со своими традициями и
уставами, даже если последние противоречат западным либеральным стандартам.
Например, если та или иная церковь осуждает «однополый брак» как греховный и
противоречащий Святому Писанию, это поместное религиозное объединение
недопустимо обвинять в отсутствии толерантности и разжигании вражды. Если
церковь выступает против абортов и эвтаназии, она не должна подвергаться
критике как «тормоз прогресса». Очень много в православной церкви традиций,
которые отличаются от западных либеральных стандартов, и здесь обеспечено право
церквей на сохранение и проповедь незыблемых для нее ценностей и соблюдается в
строгости.
Во время встречи с
представителями архиепископа Константинопольского и Вселенского Патриарха
Варфоломея I, которые прибыли в Украину для участия в мероприятиях по случаю
Дня крещения Киевской Руси-Украины, наш президент заявил: «Почти в каждой
независимой православной стране есть независимая автокефальная церковь*.
Посмотрим на карту в алфавитном порядке. Болгария и Грузия. Греция и Кипр.
Румыния и Сербия. Почему Украина иная? Почему мы должны быть исключением?»
Ранее глава Киевского Патриархата
УПЦ Филарет говорил об этом в своих публичных выступлениях. Год назад в
украинском кризисном медиа-центре, в частности, сказал: «Нам нужна украинская
паства. И если общество хочет перейти в Киевский патриархат, мы не возражаем и
готовы ее принять». Как мы понимаем, речь шла не о духовных стремлениях,
желании укрепления духа мирян, а о стремлении иметь как можно больше храмов и
людей в них. Виктор Ющенко во времена своего президентства говорил о единой
православной церкви в Украине. Теперь президент Порошенко мечтает о создании
единой поместной церкви, с подачи, как мы понимаем, Филарета. Ранее также
сообщалось, что премьер-министр Арсений Яценюк вел по этому поводу переговоры с
Константинопольским патриархом Варфоломеем. О чем они договаривались? Согласно
Конституции Украины церковь отделена от государства, поэтому глава правительства
не имеет никакого права вступать в переговоры, а гарант Конституции рассуждать
о поддержку вселенского патриарха в вопросе объединения церквей.
Существуют определенные духовные
догматы, препятствующие объединительным новациям. Например, это касается присоединения
к общей структуре Украинской греко-католической церкви. Между православными и
греко-католиками существуют канонические и богословские разногласия – это
понимание непорочности Девы Марии и Ее Успения, исхождение Святого Духа и тому
подобное. А понятие «чистилища» в православии отсутствует вообще. Что касается
подчинения греко-католиков Ватикану, а православных Константинополю, то снова
возникает вопрос: как все это объединить?
И наконец, каким образом создание
нового объединения «Украинская поместная православная Церковь» поможет спасению
человеческих душ? Боюсь, что такое формирование будет предназначено выполнять
роль аудитории для воплощения определенных государственных планов: внедрение богопротивной
«толерантности», например. У нас же правители просто напичканы идеями «западных
ценностей» и очень успешно внедряют в нашу жизнь: однополые браки, разрешение
разгуливать по Украине иностранным ВИЧ-инфицированным и т.д. Вряд ли будет
соблюдаться этика невмешательства в церковные устои. Так что прежде чем
внедрять церковную независимость, следует внимательно почитать, что об этом
говорит апостол Павел.
*Автокефалия – это независимость
в управлении. Автокефальная церковь сама избирает и поставляет для себя новых
епископов и предстоятеля, так что утверждения этих действий со стороны других церквей
не требуется.
В тему:
В прошлом номере ПОЗИЦИЯ уже
писала о поместной церкви и возможности создания такого института в Украине. Мы
получили много читательских отзывов на материал. Ниже мы приводим комментарий,
опубликованный на нашем информационном сайте, который весьма метко расставляет
акценты в этой дискуссии:
Jack
Эта церковная проблема решения не имеет, если только путать веру с
политикой, а церковь считать министерством по делам религий.
В этом случае собачиться и позориться на весь мир можно бесконечно. И
дойти до того, что в каждой области будет «независимый патриарх».
Что есть уже чистое язычество.
Но этот нелепый спор сразу рассыпается и теряет смысл, если вспомнить,
что объединяет нас всех одна православная вера, и священник – не Бог, а только
помощник и консультант, а церковь – не контора по хранению святынь, а
вдохновитель для тех, кто верой слаб.
Наталья ЕРМАКОВА
|