Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Обочина прогресса? Цена «прогрессивного приоритета»

Обочина прогресса? Цена «прогрессивного приоритета»

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Обочина прогресса? Цена «прогрессивного приоритета»

В День независимости Украины глава государства Петр Порошенко рассказал о десяти достижениях страны последних лет. Образование шло восьмым по счету. В качестве «достижения», в частности, было названо внешнее независимое оценивание (ВНО), внедренное еще в 2004 году.


Сразу расставим акценты, сославшись на слова директора Украинского центра оценивания качества образования Игоря Ликарчука: «Более 23 тысяч школьников вообще не сдали тест ВНО по украинскому языку и литературе. За тест базового уровня получили 200 баллов 158 человек из 300 тысяч. Это 0,06% от общего числа тех, кто проходил внешнее оценивание. Это очень печально. А максимальное количество тестовых баллов – 104 балла – набрали всего 12 человек на всю Украину», – сказал он в мае 2015 года, анализируя результаты тестов.


Большинство учащихся придут 1 сентября, перефразируя классика, «немного поучиться» – в перерывах между общением с друзьями. Их встретят учителя, натужно пытающиеся напустить на себя авторитету – однако кого они обманывают… Вышестоящий чиновник от образования практически ничего не предпринимает для обязательного укомплектования техсредствами школ, но директор подобострастно угождает своему начальству, рапортуя о «соответствующих результатах», которых не существует. При этом ни во что не ставит своих подчиненных, учеников, а также их родителей. Хотя, прежде всего, именно на родительских деньгах и держится учебная материальная база.


Современные школьные учебники – вообще отдельная тема. Они не соответствуют ни психологическим, ни возрастным особенностям и даже здравому смыслу. Например, литера А в букваре для изучения в 1 классе стоит на 37 странице. Вот поэтому и результаты «достижений» в средней школе у нас такие, как сказал выше Ликарчук.


Говоря о вступительной кампании в вузы, то в этом году абитуриенты на себе испытали «эффективность» приоритетности, внедренной Минобразования Украины. Проще говоря, абитуриенту было предложено получить первое направление, на которое он прошел сразу, а если отказался – потерял все остальные позиции по факультетам, по которым можно пройти на бюджет. Этим «фокусом» было утрачено право выбора желанного факультета из череды проходных. В результате многие вузы получили недобор не только на бюджет, но и на контракт. И это при том, что количество бюджетных мест в нынешнем году было сокращено на 23%, что, по расчетам Минобразования, соответствует уменьшению количества выпускников школ в стране.


Министерские работники, в отличие от вузовцев, ничуть не переживают. Ведь недобор на бюджетные места – хороший повод для сокращения госзаказа. Что остается делать выпускнику? Отправиться за пределы страны. Отъезд абитуриентов на обучение за рубеж стал в этом году важнейшим фактором «приемных неприятностей» украинских вузов. Если раньше из Украины студенты ехали в Европу на стажировку или в магистратуру, то сегодня, на их взгляд, вернее поступать туда сразу после школы.


РФ занимает третье место среди стран, где больше всего учится представителей Украины (4,5 тысячи человек), второе – Германия (9 тысяч), на первом – Польша (15 тысяч). Там в нынешнем году украинские студенты составили более 50% всех иностранных студентов. Даже польская Rzeczpospolita отмечала, что украинцы «спасают» их вузы.


Почему убегают абитуриенты? Да потому что поступить в зарубежные вузы можно вне зависимости от результатов тестирования и без путаницы вроде «приоритетов». Здесь мы наблюдаем сознательное сокращение образовательного пространства Украины.


Теперь о показательном выхолащивании наукоемкости. Когда были сформированы списки рекомендованных к зачислению в вузы «приоритетных» абитуриентов, обнаружился провал в наполнении на физико-математические и инженерные направления подготовки, которые как никогда необходимы для развития экономики и укрепления безопасности страны. Ознакомившись с данными приемных комиссий некоторых украинских национальных университетов, можно констатировать, что план госзаказа не выполнен.


В чем секрет экономического роста любой страны? В инженерах. Это они создают конкурентоспособные автомобили, лучшее промышленное оборудование, передовые химические технологии, бытовую технику и все то, чем страна успешно торгует по всему миру. И детям, как только переступают порог школы, должны объяснять: без успеха авиа-, машиностроения и других производственных отраслей не бывает идеальных дорог; без прибылей от химии не выживет сельское хозяйство; без хорошей инфраструктуры никакие природные красоты не привлекут туристов.


В обществе, которое потеряло престижность инженерного дела и естественной науки, обычно углубляется диспропорция между представителями производственной и непроизводственной сфер и, как следствие, страна приходит в упадок.

 

 

Наталья ЕРМАКОВА

 

Источник: Позиция