Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «АСПИД», ОН ЖЕ «МОИСЕЙ»…

«АСПИД», ОН ЖЕ «МОИСЕЙ»…

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

«АСПИД», ОН ЖЕ «МОИСЕЙ»…Митрополит Андрей Шептицкий – глава Украинской греко­католической (униатской) церкви с 17.12.1900 г. по 1.11.1944 г.

 

Юбилей самого известного из иерархов УГКЦ, который отмечался в этом году, сопровождался кампанией его безудержного восхваления в официозных СМИ Украины. Он­де в годы Второй мировой евреев в своих личных покоях от нацистов прятал, и немалые средства (миллионы долларов!) на благотворительность тратил, и природные заповедники устраивал, и вообще без малого полвека был «духовным лидером нации, лишенной собственной государственности» – этаким «украинским Моисеем», как его без устали величает нынешний глава униатов митрополит Святослав (Шевчук).


Между тем «Українська радянська енциклопедія» (т.12, К., 1985, с.399) рисует совершенно иной портрет А. Шептицкого. Это, мол, «один из идейных вдохновителей украинского буржуазного национализма; крупный помещик, граф; служил интересам Ватикана, германского империализма; боролся за отрыв Украины от России; во время Великой Отечественной войны активно содействовал немецко­фашистским оккупантам в порабощении украинского народа, был одним из организаторов дивизии «СС-Галичина». Отсюда вопрос: кто все­таки прав – апологеты или хулители?


Согласно Википедии, граф Роман Александр Мария Шептицкий родился 25 июля 1865 года в имении Прилбичи (ныне Яворовский район Львовской области), в польской аристократической семье с русскими корнями. По достижении совершеннолетия поступил в австро-венгерскую армию, однако вскоре «по причине слабого здоровья» оставил службу. Окончил юридический факультет Вроцлавского университета. Во время учебы ездил в Италию, где был принят папой римским Львом XIII, а также – внимание! – в Киев и Москву, где общался с представителями украинского движения. В 1888 принял монашество с именем Андрей. Учился в иезуитской семинарии в Кракове. В 1894 году стал доктором теологии. Император Франц-Иосиф назначил (!) его епископом Станиславским. С 17 декабря 1900 года – митрополит Галицкий, архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский.

 

Осенью 1908 года Шептицкий нелегально, по фальшивым документам въехал в Российскую империю, где посетил подпольные униатские общины Петербурга и Москвы. 19 сентября 1914 года, после вступления русских войск в Галицию, арестован и выслан вглубь империи. После крушения монархии по предложению Керенского, тогда еще министра юстиции Временного правительства, освобожден. 29-31 мая 1917 года созвал собор Российской греко­католической церкви.


Чтобы смысл приведенных выше фрагментов биографии стал предельно понятным, отметим, что во второй половине ХIХ века переход поляка, к тому же аристократа, из чистого католичества в униатство являлся форменным скандалом. Ибо в ту пору униатская церковь в Австро­Венгрии официально (с 1774 года) называлась Русской греко­католической (см., к примеру, хрестоматийные произведения Ивана Франко), а большинство ее священников воспитывало паству в духе национального единства с Россией. Однако именно со стремительным продвижением 35-летнего польского графа на пост главы РГКЦ прямо связано ее перерождение в кузницу кадров для «украjинськоjи справы».


Именно Андрей Шептицкий переименовал РГКЦ в УГКЦ. Он же пригласил в Галицию приват-доцента Киевского университета им. Св. Владимира Михаила Грушевского на должность цесарско-королевского профессора Лембергского (Львовского) университета по кафедре истории Восточной Европы, где последний развернул бурную общественно­политическую деятельность, целиком и полностью направленную против России.


Чуя приближение великой войны, иезуит в митрополичьем сане решил на всякий случай подстраховаться. В марте 1914 года он пишет письмо Николаю II, в котором уверяет царя в своей «верности», называя его «объединителем славянства». А уже в первые дни всеевропейской бойни Шептицкий обращается к пастве с такими словами: «Дорогие мои, в очень важное время ведется война между нашим цесарем и московским царем, война справедливая с нашей стороны. Московский царь не мог перенести, что в Австрийской державе мы, украинцы, имеем свободу вероисповедания и политическую волю. Он хочет забрать у нас эту свободу, заковать нас в кандалы. Будьте верны цесарю до последней капли крови».


Однако 3 сентября 1914 года русские войска вступают во Львов. Из уважения к его сану владыку Андрея не трогают, и тот «в знак благодарности» продолжает вести антирусскую пропаганду. После этого Шептицкого высылают в Киев. Отсюда он шлет письмо государю по поводу «успехов российской армии и воссоединения Галичины с Россией», за что «трехмиллионное население Галиции с радостью приветствует российских солдат как своих братьев». Деликатнейший Николай Александрович был настолько потрясен низостью автора послания, что собственноручно написал на его полях лишь одно слово: «Аспид!»…


…А вот приторно-слащавый дифирамб – в личном послании Шептицкого Гитлеру от 21 сентября 1941 года: «Его Высокопревосходительству, фиреру Великонемецкой империи Адольфу Гитлеру. Как глава Украинской греко­католической церкви я передаю мои сердечные поздравления по случаю овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре – Киевом!.. Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Украинская греко­католическая церковь знает об истинном значении могучего движения немецкого народа под Вашим руководством. Буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой армии и Немецкого народа. С особым уважением Андрей, граф Шептицкий – митрополит».

 

12 января 1942 года престарелый и уже тяжело больной глава УГКЦ прямо предложил Гитлеру свои услуги «в борьбе с общим врагом».


Финальным штрихом к портрету Шептицкого служит его же письмо от 10 октября 1944 года: «Правителю СССР, главнокомандующему и великому маршалу непобедимой Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон. После победоносного похода от Волги и Сана вы снова присоединили западные украинские земли к Великой Украине. За осуществление заветных желаний и стремлений украинцев, которые веками считали себя одним народом и хотели быть соединенными в одном государстве, приносит Вам украинский народ искреннюю благодарность. Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что и она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастье. За все это следует Вам, Верховный Вождь, глубокая благодарность от всех нас».


Нетрудно понять, как отнесутся к идее навязать им Шептицкого в качестве этакой «универсальной национальной иконы» верующие канонической Украинской Православной Церкви. Гораздо интересней было бы увидеть реакцию на подобные потуги со стороны неканонических группировок, позиционирующих себя «тоже православными». Ведь при всей их москвофобии они не могут не знать, что культ исторических персонажей, подобных Шептицкому, направлен и против них, хотя и во вторую очередь. 


Сергей ГРИГОРЬЕВ