Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Из чего же, из чего же сделаны наши тарифы?

Из чего же, из чего же сделаны наши тарифы?

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Из чего же, из чего же сделаны наши тарифы?В 2014–2015 годах на украинцев обрушились повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на потребление электроэнергии и газа.

 

 

С 1 сентября 2015 года тарифы на электроэнергию для населения в Украине снова возросли. Теперь один кВт·час при потреблении менее чем 100 кВт·час в месяц (так называемый льготный тариф) будет стоить 45,6 коп., при потреблении от 100 до 600 кВт·час в месяц один кВт·час обойдется в 78,9 коп.

 

Это далеко не последнее даже из запланированных подорожаний электроэнергии. В «графике повышения цен» еще три даты: 1 марта и 1 сентября 2016-го и 1 марта 2017 года. За это время тарифы для населения вырастут в 3,5 раза!

 

Факторы роста

 

Можно было бы списать подорожание на злополучный «южноафриканский уголь», который дорогой и горит в печах украинских ТЭС «не так». Но общий размах подорожания – в 3,5 раза – не спишешь ни на ЮАР, ни на Россию, ни на США с их «вечно дорожающим» долларом.

 

Причина роста на самом деле довольно банальна как для капиталистического мира – таким образом энергетики хотят финансово «разгрузить»… промышленных потребителей. Дело в том, что население действительно платит экономически необоснованную цену за электроэнергию. По данным Национальной комиссии госрегулирования энергетики (более известной под аббревиатурой НКРЭ), в январе 2015 года житель Украины платил лишь примерно 29% от реальной стоимости потребленной электроэнергии. Оставшийся 71% покрывался дотациями – за счет промышленных потребителей, у которых тарифы выше экономически обоснованных. В апреле 2015 года, после мартовского подорожания, население уже платило почти 39% от реальной цены электричества. Размер дотаций (читай – расходов промышленных потребителей) снизился с 41 млрд грн в год до 35,6 млрд грн. То есть крупные потребители сбросили со своих плеч почти 6 млрд грн затрат. Ну или можно сказать: на плечи населению эти 6 млрд грн «упали». Это уж с какой стороны посмотреть.

 

Согреемся воспоминаниями

 

 

Аналогичная история и с отоплением в наших квартирах и домах – тарифы для населения компенсируют за счет промышленников. Только тут есть уже своя дифференциация по регионам – так как в каждой области свои тарифы на тепловую энергию.

 

 

Примечательно, что Хмельницкая, Харьковская, Ровненская и Львовская области не компенсируют рядовым жителям в тарифах на тепло вообще ничего – на 100% установленный тариф совпадает с себестоимостью тепла. Черкассы и Одесса компенсируют своим жителям только мизерный процент (менее 4% и менее 2,5% соответственно) от тарифа.

 

 

До конца 2015 года газ для населения должен подорожать на 280%, тепло – на 66%. Повышение цены за потребленное тепло продиктовано договоренностями с МВФ. Вообще, как показывает история взаимоотношений с Фондом, западные финансисты особенно не любят такие вот перекосы между тарифами для населения и тарифами для промышленников – и при выдаче своих кредитов указывают в первую очередь на сферу ЖКХ: «Исправить!».

 

 

По словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, такой запредельный рост цен в течение одного календарного года – одно из условий получения 17,5 млрд долл. кредита.

 

К нам едет ревизор

 

 

Рядовые потребители и общественные активисты небеспочвенно отмечают: такое повышение в столь короткий срок должно было сопровождаться или повышением качества предоставления услуг, или проведением масштабной модернизации ЖКХ. Однако на самом деле не происходит ни одного, ни другого: кое-где случаются веерные отключения, повсеместно из-за старого оборудования происходят аварии на подстанциях и в сетях. Эти аварии ликвидируют сутками – вспомним недавнее обесточивание в Запорожье II-го Шевченковского района. И в целом электросети, теплосети, водоснабжение продолжают работать «по старинке».

 

 

В таких условиях естественно растут подозрения в том, что поставщики жилищно-коммунальных услуг и энергоносителей нечисты на руку.

 

 

Чтобы пресечь подобные сомнения на корню, премьер-министр Арсений Яценюк летом 2015 года даже заказал международный аудит тарифообразования в Украине. И вскоре отчитался: авторитетные (и правда авторитетные!) аудиторы никаких ошибок или манипуляций не обнаружили – в чем и расписались.

 

 

Немногим позднее выяснилось, что ревизорам с Запада дали проверять… исключительно математические расчеты: по готовым цифрам, вставленным в готовые формулы. Цифры и формулы предоставили сами проверяемые: НКРЭ, НАК «Нафтогаз Украины» и ПАО «Укргаздобыча». К святая святых – принципам ценообразования – аудиторов, конечно же, не допустили.

 

 


 

Дмитрий ЕГОРОВ