Долг платежом опасен
23 вересня 2015 15:45
Переглядів: 522
Коментарів: 0
Надрукувати
Украина достигла соглашения о списании части своего долга частным
кредиторам. Если не заглядывать наперед, это достижение правительства можно без
иронии назвать успехом – Украину «выдернули» из преддефолтного состояния. Но,
как это нередко бывает, через несколько лет «перемога» может оказаться
«зрадой».
В минувший четверг, 17 августа,
Верховная Рада Украины поддержала более чем 300 голосами 4 законопроекта,
которые были необходимы для дальнейшего списания 20% долга Украины перед
крупнейшими частными кредиторами.
Читатели газеты ПОЗИЦИЯ наверняка
уже не раз на протяжении августа-сентября видели и слышали «20%» вместе со
словами «реструктуризация», «долг» и т.д. Речь идет о соглашении Кабмина (а
точнее – Минфина) и иностранных кредиторов Украины о реструктуризации примерно
3,6 млрд долл долга. Это соглашение понемногу обрастает мифами и легендами –
как выдающееся достижение, особый успех наших финансистов.
Наверное, любое списание долга
должно вызывать положительные эмоции… Но есть ли на самом деле повод для
радости и хвалебных од в адрес министра финансов Натальи Яресько и ее команды?
Списали, да не то
Сразу же разберемся с самим
долгом. Путаница в терминах и бравурные речи политиков заставляют обывателя воспринимать
произошедшее как списание 20% всего украинского долга. К сожалению, это далеко
не так.
Валовой внешний долг Украины на
01.04.2015 года составлял около 126 млрд долл (то есть перевалил за 2 трлн
грн!).
Здесь же речь идет лишь о долге
почти в 18 млрд долл, от которого нам реструктуризировали 1/5 – те самые 3,6
млрд долл 18 млрд долл – это суммарный долг нашей страны коммерческим
кредиторам, да еще и не всем, а только крупнейшим. Есть еще кредиторы помельче,
с которыми будет отдельный разговор, возможно, не самый приятный для нас – те
грозятся заблокировать реструктуризацию даже этих 3,6 млрд долл.
Частные кредиты хороши тем, что,
как правило, не имеют «политических» условий (структуры вроде МВФ транши дают в
обмен на реформы. Или то, что они считают реформами). Но кредитование у
коммерческих структур имеет свои большие минусы: в долг они дают под большие
проценты. Все равно, что человеку пойти за кредитом не в банк, а в контору с
«быстрыми деньгами», которые сейчас на каждом углу. Тогда как государства и
международные организации могут ограничиваться чисто символическими процентами
и на долгие годы вперед.
Зная это, становится понятна
радость Кабмина по поводу списания части долга. Но вместе с тем возникает и
сомнение: на каких же тогда условиях «бессердечные капиталисты» сделали нам
«поблажку»?
Плюс на минус
«Поблажка» и впрямь получилась
сомнительной. Попытаемся понять ее суть без помощи финансистов.
Итак, Украине действительно
списали 3,6 млрд долл из 18 млрд долл. Кроме того, на ближайшие 4 года, до 2018
года включительно Украина освобождается от оплаты части «тела» кредита – а это
суммарно более 11 млрд долл. Это важно. Так как казна государства опустошена.
Кроме того, есть и другие кредиторы, и в их числе неуступчивая Россия,
требующая 3 млрд долл, полученных еще Януковичем за еврооблигации. Все эти
выплаты Украина, скорее всего, просто не потянула бы, что закончилось бы
суверенным дефолтом страны в ближайшие годы. И уходом как инвесторов, так и
потенциальных кредиторов. (Хотя сам по себе дефолт такой уж катастрофой не
является, но об этом – отдельный разговор). Теперь же о дефолте можно на время
забыть.
Еще пара плюсов (по крайней мере,
для действующего Кабмина) – никаких вообще выплат по данному кредиту до 2021
года и до момента, когда ВВП Украины достигнет 125 млрд долл. (В 2015 году он
запланирован на уровне 85 млрд долл и, по прогнозам Натальи Яресько, до 125
млрд долл вырастет только к 2019 году).
А вот дальше начинаются минусы.
Во-первых, увеличилась процентная
ставка кредита – с 7,2% до 7,75%. Полпроцента – немало для миллиардных сумм. Так,
если за полный кредит Украина платила бы за год около 1,3 млрд долл, то за
урезанный кредит при новой ставке будет платить 1,1 млрд долл в год. Снижение
есть, но удовлетворяющее кредиторов.
С 2021 года Украина может
начинать выплаты по этому долгу – но не более 1% ВВП в год. То есть от 1,25
млрд долл в год (если помнить условие о «минимальном» объеме валового
продукта). Так будет продолжаться до 2025 года включительно.
Также после 2021 года выплаты
кредиторам будут уже напрямую зависеть от роста ВВП. Растет ВВП менее чем на 3%
в год – не платим ничего; растет на 4% – платим 0,15% от ВВП (около 190 млн
долл – это относительно немного). А вот при росте свыше 4% Украина будет
платить по 0,4% ВВП за каждый процент роста. То есть: «вырастем» на 6% –
заплатим 0,8% от ВВП (6–4 х 0,4%), на 8% – заплатим 1,6% от ВВП.
А вот это уже серьезные суммы! 1,6%
от «минимального» объема валового продукта 225 млрд долл – это 2 млрд долл! И
на этих отчислениях кредиторы могут заработать куда больше, чем на процентах по
кредиту.
Бег на месте
Собственно, в этом эксперты и
видят причину «сговорчивости» частных кредиторов – судьба Украины их волнует
мало, а вот перспектива хорошо зарабатывать в течение 20 лет (вся эта схема
расписана до 2040 года) действительно заманчива.
С одной стороны, на сегодняшний
день для Украины эти условия кажутся действительно неплохими: прямо здесь и
прямо сейчас с нас снимают долговые обязательства, давая нарастить темп. Ну а
когда начнет расти экономика, то можно будет себе позволить и по долгам
рассчитаться. Тем более, и кредиторы несут определенные риски – возможно, и
через 20 лет Украина не покажет никакого роста ВВП или через 5 лет роста резко
уйдет в застой (о чем, кстати, говорит та же министр финансов).
С другой стороны, вполне
правдоподобным выглядит оптимистический сценарий. Как любят говорить в
«правительстве камикадзе», экономика достигла дна, оттолкнулась от него ногами
и поднимается… НБУ и Валерия Гонтарева прогнозируют уже в следующем году рост
ВВП на 3,1%. То есть будь это 2021 год, мы бы уже платили какую-то «дань» за
наши успехи.
И для Украины, как показывает
история, это далеко не предел. Вспомним рекордные 12% реального роста ВВП в
2004 году при Януковиче-премьере (и даже не смотря на Майдан-2004!), или 9% и
9,4% в 2001 и 2003 годах соответственно. 2006 год дал увеличение на 7,1%. За
все эти успехи мы бы расплатились круглыми суммами, имей мы такие условия
кредитования!
Понятно, что для коммерческих
кредиторов мы в первую очередь банальный источник наживы, объект рискованных,
но очень выгодных инвестиций. Но что если мы посмотрим на эти условия с точки
зрения наших темпов роста? Чем больше заработаем, тем больше должны будем
отдать. Мы уже подсчитали выше: достигнем великолепного результата в виде 8%-го
роста – отдадим «дядям» как минимум 2 млрд долл. А это, для наглядности, больше
десяти годовых бюджетов Запорожья!
Отличный механизм для торможения
экономики сильного европейского государства с большим потенциалом: вы как будто
растете, но как будто и нет. Такой себе бег на месте.
И это, заметьте, мы разобрали
только случай с частными кредиторами и малой частью нашего долга. Представим,
что будет, когда все эти обязательства будут накладываться друг на друга.
Привет – детям и внукам
Еще один вывод, который мы можем
сделать: «Кабмин камикадзе» оказался довольно-таки осторожным. Конечно, мало
кому хочется получить дефолт прямо сейчас – имея войну на Донбассе и большой
социальный накал в других регионах. И по-человечески, и с патриотической точки
зрения правительство, президента и Раду понять можно. Но все-таки… Какой выход
из сложной ситуации выбран! Перенести миллиардные выплаты на 10 лет вперед! Это
«сильно». И вряд ли этим шагом нынешние руководители хотели сказать, что они и
через 10 лет будут во власти – и со всем этим разберутся. Скорее, это просто
привет потомкам.
Дмитрий ЕГОРОВ
|