Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Долг платежом опасен

Долг платежом опасен

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Долг платежом опасенУкраина достигла соглашения о списании части своего долга частным кредиторам. Если не заглядывать наперед, это достижение правительства можно без иронии назвать успехом – Украину «выдернули» из преддефолтного состояния. Но, как это нередко бывает, через несколько лет «перемога» может оказаться «зрадой».

 

В минувший четверг, 17 августа, Верховная Рада Украины поддержала более чем 300 голосами 4 законопроекта, которые были необходимы для дальнейшего списания 20% долга Украины перед крупнейшими частными кредиторами.

 

Читатели газеты ПОЗИЦИЯ наверняка уже не раз на протяжении августа-сентября видели и слышали «20%» вместе со словами «реструктуризация», «долг» и т.д. Речь идет о соглашении Кабмина (а точнее – Минфина) и иностранных кредиторов Украины о реструктуризации примерно 3,6 млрд долл долга. Это соглашение понемногу обрастает мифами и легендами – как выдающееся достижение, особый успех наших финансистов.

 

Наверное, любое списание долга должно вызывать положительные эмоции… Но есть ли на самом деле повод для радости и хвалебных од в адрес министра финансов Натальи Яресько и ее команды?

 

Списали, да не то

 

Сразу же разберемся с самим долгом. Путаница в терминах и бравурные речи политиков заставляют обывателя воспринимать произошедшее как списание 20% всего украинского долга. К сожалению, это далеко не так.

 

Валовой внешний долг Украины на 01.04.2015 года составлял около 126 млрд долл (то есть перевалил за 2 трлн грн!).

 

Здесь же речь идет лишь о долге почти в 18 млрд долл, от которого нам реструктуризировали 1/5 – те самые 3,6 млрд долл 18 млрд долл – это суммарный долг нашей страны коммерческим кредиторам, да еще и не всем, а только крупнейшим. Есть еще кредиторы помельче, с которыми будет отдельный разговор, возможно, не самый приятный для нас – те грозятся заблокировать реструктуризацию даже этих 3,6 млрд долл.

 

Частные кредиты хороши тем, что, как правило, не имеют «политических» условий (структуры вроде МВФ транши дают в обмен на реформы. Или то, что они считают реформами). Но кредитование у коммерческих структур имеет свои большие минусы: в долг они дают под большие проценты. Все равно, что человеку пойти за кредитом не в банк, а в контору с «быстрыми деньгами», которые сейчас на каждом углу. Тогда как государства и международные организации могут ограничиваться чисто символическими процентами и на долгие годы вперед.

 

Зная это, становится понятна радость Кабмина по поводу списания части долга. Но вместе с тем возникает и сомнение: на каких же тогда условиях «бессердечные капиталисты» сделали нам «поблажку»?

 

Плюс на минус

 

«Поблажка» и впрямь получилась сомнительной. Попытаемся понять ее суть без помощи финансистов.

 

Итак, Украине действительно списали 3,6 млрд долл из 18 млрд долл. Кроме того, на ближайшие 4 года, до 2018 года включительно Украина освобождается от оплаты части «тела» кредита – а это суммарно более 11 млрд долл. Это важно. Так как казна государства опустошена. Кроме того, есть и другие кредиторы, и в их числе неуступчивая Россия, требующая 3 млрд долл, полученных еще Януковичем за еврооблигации. Все эти выплаты Украина, скорее всего, просто не потянула бы, что закончилось бы суверенным дефолтом страны в ближайшие годы. И уходом как инвесторов, так и потенциальных кредиторов. (Хотя сам по себе дефолт такой уж катастрофой не является, но об этом – отдельный разговор). Теперь же о дефолте можно на время забыть.

 

Еще пара плюсов (по крайней мере, для действующего Кабмина) – никаких вообще выплат по данному кредиту до 2021 года и до момента, когда ВВП Украины достигнет 125 млрд долл. (В 2015 году он запланирован на уровне 85 млрд долл и, по прогнозам Натальи Яресько, до 125 млрд долл вырастет только к 2019 году).

 

А вот дальше начинаются минусы.

 

Во-первых, увеличилась процентная ставка кредита – с 7,2% до 7,75%. Полпроцента – немало для миллиардных сумм. Так, если за полный кредит Украина платила бы за год около 1,3 млрд долл, то за урезанный кредит при новой ставке будет платить 1,1 млрд долл в год. Снижение есть, но удовлетворяющее кредиторов.

 

С 2021 года Украина может начинать выплаты по этому долгу – но не более 1% ВВП в год. То есть от 1,25 млрд долл в год (если помнить условие о «минимальном» объеме валового продукта). Так будет продолжаться до 2025 года включительно.

 

Также после 2021 года выплаты кредиторам будут уже напрямую зависеть от роста ВВП. Растет ВВП менее чем на 3% в год – не платим ничего; растет на 4% – платим 0,15% от ВВП (около 190 млн долл – это относительно немного). А вот при росте свыше 4% Украина будет платить по 0,4% ВВП за каждый процент роста. То есть: «вырастем» на 6% – заплатим 0,8% от ВВП (6–4 х 0,4%), на 8% – заплатим 1,6% от ВВП.

 

А вот это уже серьезные суммы! 1,6% от «минимального» объема валового продукта 225 млрд долл – это 2 млрд долл! И на этих отчислениях кредиторы могут заработать куда больше, чем на процентах по кредиту.

 

Бег на месте

 

Собственно, в этом эксперты и видят причину «сговорчивости» частных кредиторов – судьба Украины их волнует мало, а вот перспектива хорошо зарабатывать в течение 20 лет (вся эта схема расписана до 2040 года) действительно заманчива.

 

С одной стороны, на сегодняшний день для Украины эти условия кажутся действительно неплохими: прямо здесь и прямо сейчас с нас снимают долговые обязательства, давая нарастить темп. Ну а когда начнет расти экономика, то можно будет себе позволить и по долгам рассчитаться. Тем более, и кредиторы несут определенные риски – возможно, и через 20 лет Украина не покажет никакого роста ВВП или через 5 лет роста резко уйдет в застой (о чем, кстати, говорит та же министр финансов).

 

С другой стороны, вполне правдоподобным выглядит оптимистический сценарий. Как любят говорить в «правительстве камикадзе», экономика достигла дна, оттолкнулась от него ногами и поднимается… НБУ и Валерия Гонтарева прогнозируют уже в следующем году рост ВВП на 3,1%. То есть будь это 2021 год, мы бы уже платили какую-то «дань» за наши успехи.

 

И для Украины, как показывает история, это далеко не предел. Вспомним рекордные 12% реального роста ВВП в 2004 году при Януковиче-премьере (и даже не смотря на Майдан-2004!), или 9% и 9,4% в 2001 и 2003 годах соответственно. 2006 год дал увеличение на 7,1%. За все эти успехи мы бы расплатились круглыми суммами, имей мы такие условия кредитования!

 

Понятно, что для коммерческих кредиторов мы в первую очередь банальный источник наживы, объект рискованных, но очень выгодных инвестиций. Но что если мы посмотрим на эти условия с точки зрения наших темпов роста? Чем больше заработаем, тем больше должны будем отдать. Мы уже подсчитали выше: достигнем великолепного результата в виде 8%-го роста – отдадим «дядям» как минимум 2 млрд долл. А это, для наглядности, больше десяти годовых бюджетов Запорожья!

 

Отличный механизм для торможения экономики сильного европейского государства с большим потенциалом: вы как будто растете, но как будто и нет. Такой себе бег на месте.

 

И это, заметьте, мы разобрали только случай с частными кредиторами и малой частью нашего долга. Представим, что будет, когда все эти обязательства будут накладываться друг на друга.

 

Привет – детям и внукам

 

Еще один вывод, который мы можем сделать: «Кабмин камикадзе» оказался довольно-таки осторожным. Конечно, мало кому хочется получить дефолт прямо сейчас – имея войну на Донбассе и большой социальный накал в других регионах. И по-человечески, и с патриотической точки зрения правительство, президента и Раду понять можно. Но все-таки… Какой выход из сложной ситуации выбран! Перенести миллиардные выплаты на 10 лет вперед! Это «сильно». И вряд ли этим шагом нынешние руководители хотели сказать, что они и через 10 лет будут во власти – и со всем этим разберутся. Скорее, это просто привет потомкам.


Дмитрий ЕГОРОВ