Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Сколько государство заплатит украинским политсилам?

Сколько государство заплатит украинским политсилам?

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Сколько государство заплатит украинским политсилам?

8 октября Верховная Рада Украины приняла закон относительно предупреждения и противодействия политической коррупции. Хотя документ предполагает целый ряд правок в различные законодательные акты, самой значительной стала новелла о государственном финансировании партий.

 

 

Их нравы

 

 

Принятие закона о госфинансировании политических сил и противодействии политической коррупции – одно из требований ЕС для введения безвизового режима с Украиной. Впрочем, за введение данных норм уже не первый год выступала целая «коалиция» журналистов, общественных деятелей, мелких политических партий: Сергей Лещенко и Мустафа Найем, Александр Солонтай, «Демальянс» и «Сила людей» и многие другие.

 

 

У Европы в деле государственного финансирования политических партий опыт огромный. Там данный подход существует уже с середины прошлого века. Хотя есть, конечно, определенная национальная специфика в данном вопросе. Так, в Бельгии и Словакии объем финансирования напрямую зависит от количества набранных партией голосов. В Швеции и Эстонии политические объединения получают «денежный приз» за преодоление определенного процентного барьера. Во Франции и Германии государственную поддержку на уставную деятельность имеют все политические силы, независимо от их присутствия или отсутствия в парламентах. (При этом, конечно, ни во Франции, ни в Германии нет такого «буйства политических свобод». 250 партий, как в нашей стране, там нет).

 

 

Логика государственной поддержки партий проста: если у вас есть реальная политическая сила, которая имеет реальную поддержку людей (причем, не обязательно масштабную), то вы получаете бюджетное финансирование, спокойно работаете и не ломаете себе голову вопросом «кому бы продаться?».

 

 

Кто поспел...

 

 

Предполагается, что в Украине из государственного бюджета будут получать средства на финансирование своей уставной деятельности и частичную компенсацию затрат на избирательную кампанию политические партии, которые на парламентских выборах смогли преодолеть 2%-й барьер.

 

 

Уставная деятельность, на которую можно будет тратить бюджетные деньги – это работа центрального аппарата и региональных организаций, командировки, проведение конференций и т.д. Естественно, этот «кошелек» не будет безразмерным.

 

 

Согласно закону ежегодно политическая партия будет получать 2% минимальной зарплаты (сейчас это около 24 грн) за каждый полученный ею голос на последних парламентских выборах. Таким образом, теоретически при 100%-й явке 30,5 миллионов избирателей сейчас наши политические силы смогли бы разделить около 720 миллионов гривен. Однако низкая явка дает о себе знать – и общий бюджет государственного финансирования нынешних парламентских партий на ближайшие годы будет примерно равен 440 млн грн. Зная количество голосов, отданных за определенные партии осенью 2014 года, несложно подсчитать, что БПП-«Солидарность» и «Народный фронт» будут получать более 80 млн грн в год, «Самопомощь» – 40 млн грн и т.д.

 

 

В этом контексте особенно интересно то, что БПП-«Солидарность» сейчас активно строится в регионах на обломках УДАРа и других политсил, а «Народный фронт» является по большому счету «виртуальной» партией, с несуществующими или «замороженными» местными представительствами – а на «уставную деятельность» обе эти политсилы получат равные суммы!

 

 

Это сравнение очень хорошо показывает одно из слабых мест данного закона. Олигарх или группа бизнесменов помельче могут в один год на одну избирательную кампанию серьезно вложиться в предвыборную гонку определенной партии и вывести ее на вершину рейтинга. После этого можно умывать руки – партия на несколько лет вперед получает гарантированное серьезное (и при этом весьма честное и легальное!) финансирование за счет средств налогоплательщиков!

 

 

Денег много не бывает

 

 

Действительно ли это финансирование будет достаточным? Много или мало предлагает политическим силам закон? Возьмем для примера приблизительный бюджет парламентской партии-«середняка». Это около 30–40 млн грн в год. Проведя несложные вычисления, мы увидим, что каждая областная организация такой политсилы будет получать ежемесячно около 70–80 тысяч гривен, а центральный аппарат, предположим, больше – 150–200 тысяч.

Сразу понятно, что на эту сумму вряд ли получится содержать все районные, поселковые, первичные организации. Но содержать одну областную и одну городскую (в областном центре) – задача вполне выполнимая. Если, конечно, исключить коррупционную составляющую: «распиливание» партийных бюджетов на местах и прочие «прелести» политической жизни на периферии.

 

 

И все-таки нельзя отмахнуться и от других положений рассматриваемого закона – прямо скажем, что сама по себе норма о госфинансировании была бы без них бессмысленной. Данный нормативно-правовой акт вводит строгие правила финансирования, финансового аудита и финансовой отчетности политических сил. Нельзя сказать, что установленные парламентом преграды политические коррупционеры не смогут преодолеть. Но сделать это будет уже довольно трудно.