Сколько государство заплатит украинским политсилам?
21 жовтня 2015 20:48
Переглядів: 351
Коментарів: 0
Надрукувати
8 октября Верховная Рада Украины приняла закон относительно
предупреждения и противодействия политической коррупции. Хотя документ
предполагает целый ряд правок в различные законодательные акты, самой
значительной стала новелла о государственном финансировании партий.
Их нравы
Принятие закона о госфинансировании политических сил и
противодействии политической коррупции – одно из требований ЕС для введения
безвизового режима с Украиной. Впрочем, за введение данных норм уже не первый
год выступала целая «коалиция» журналистов, общественных деятелей, мелких
политических партий: Сергей Лещенко и Мустафа Найем, Александр Солонтай, «Демальянс» и «Сила людей»
и
многие другие.
У Европы в деле государственного финансирования политических
партий опыт огромный. Там данный подход существует уже с середины прошлого
века. Хотя есть, конечно, определенная национальная специфика в данном вопросе.
Так, в Бельгии и Словакии объем финансирования напрямую зависит от количества
набранных партией голосов. В Швеции и Эстонии политические объединения получают
«денежный приз» за преодоление определенного процентного барьера. Во Франции и
Германии государственную поддержку на уставную деятельность имеют все
политические силы, независимо от их присутствия или отсутствия в парламентах.
(При этом, конечно, ни во Франции, ни в Германии нет такого «буйства
политических свобод». 250 партий, как в нашей стране, там нет).
Логика государственной поддержки партий проста: если у вас
есть реальная политическая сила, которая имеет реальную поддержку людей
(причем, не обязательно масштабную), то вы получаете бюджетное финансирование,
спокойно работаете и не ломаете себе голову вопросом «кому бы продаться?».
Кто поспел...
Предполагается, что в
Украине из государственного бюджета будут получать средства на финансирование
своей уставной деятельности и частичную компенсацию затрат на избирательную
кампанию политические партии, которые на парламентских выборах смогли
преодолеть 2%-й барьер.
Уставная деятельность, на которую можно будет тратить
бюджетные деньги – это
работа центрального аппарата и региональных организаций, командировки,
проведение конференций и т.д. Естественно, этот «кошелек» не будет безразмерным.
Согласно закону ежегодно политическая партия будет получать
2% минимальной зарплаты (сейчас это около 24 грн) за каждый полученный ею голос
на последних парламентских выборах. Таким образом, теоретически при 100%-й явке
30,5 миллионов избирателей сейчас наши политические силы смогли бы разделить
около 720 миллионов гривен. Однако низкая явка дает о себе знать – и общий
бюджет государственного финансирования нынешних парламентских партий на
ближайшие годы будет примерно равен 440 млн грн. Зная количество голосов,
отданных за определенные партии осенью 2014 года, несложно подсчитать, что БПП-«Солидарность»
и «Народный фронт» будут получать более 80 млн грн в год, «Самопомощь» – 40 млн
грн и т.д.
В этом контексте особенно интересно то, что БПП-«Солидарность»
сейчас активно строится в регионах на обломках УДАРа и других политсил, а «Народный
фронт» является по большому счету «виртуальной» партией, с несуществующими или «замороженными»
местными представительствами – а на «уставную деятельность» обе эти политсилы
получат равные суммы!
Это сравнение очень хорошо показывает одно из слабых мест
данного закона. Олигарх или группа бизнесменов помельче могут в один год на
одну избирательную кампанию серьезно вложиться в предвыборную гонку
определенной партии и вывести ее на вершину рейтинга. После этого можно умывать
руки – партия на несколько лет вперед получает гарантированное серьезное (и при
этом весьма честное и легальное!) финансирование за счет средств
налогоплательщиков!
Денег много не бывает
Действительно ли это финансирование будет достаточным? Много
или мало предлагает политическим силам закон? Возьмем для примера
приблизительный бюджет парламентской партии-«середняка». Это около 30–40 млн
грн в год. Проведя несложные вычисления, мы увидим, что каждая областная
организация такой политсилы будет получать ежемесячно около 70–80 тысяч гривен,
а центральный аппарат, предположим, больше – 150–200 тысяч.
Сразу понятно, что на эту сумму вряд ли получится содержать
все районные, поселковые, первичные организации. Но содержать одну областную и
одну городскую (в областном центре) – задача вполне выполнимая. Если, конечно,
исключить коррупционную составляющую: «распиливание» партийных бюджетов на
местах и прочие «прелести» политической жизни на периферии.
И все-таки нельзя отмахнуться и от других положений
рассматриваемого закона – прямо скажем, что сама по себе норма о
госфинансировании была бы без них бессмысленной. Данный нормативно-правовой акт
вводит строгие правила финансирования, финансового аудита и финансовой
отчетности политических сил. Нельзя сказать, что установленные парламентом
преграды политические коррупционеры не смогут преодолеть. Но сделать это будет
уже довольно трудно.
|