Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Сюрпризы избирательной системы

Сюрпризы избирательной системы

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Сюрпризы избирательной системы

Местные выборы принесли много сюрпризов, в целом скорее отрицательных с точки зрения интересов громады. Значительное число территорий остались без своих представителей в советах, на других территориях депутатами стали те, кому местные жители мандат доверия не давали.


В августе 2015 года, меньше чем за три месяца до дня местных выборов был опубликован закон, регламентирующий проведение этих выборов, более того, вводящий новую избирательную систему. Напомним, что законопроект был без преувеличения тайной – до дня публикации не было понятно, что именно поддержали депутаты и что именно подписывает президент. Результат такой «секретности» был предсказуем – политики и политические эксперты были шокированы многими положениями нового нормативно-правового акта. И последующее обсуждение проходило по принципу «О законе – или плохо, или ничего». Критики указывали на целый ряд рисков, которые несет выбранная избирательная система. И теперь, по окончании выборов, можно говорить, что все мины замедленного действия, которые были заложены в закон о местных выборах, в новую избирательную систему местных выборов, сработали.


ПОЗИЦИЯ предлагает рассмотреть в этом контексте новый Запорожский областной совет – высший орган региона, в котором представлены (а точнее – должны были быть представлены) все города, поселки и районы.


Конечно, наиболее проблематичным стал «специфический» принцип определения персонального состава местных советов. Как известно, при подведении итогов выборов важен был только личный рейтинг кандидата внутри партийного списка (и, конечно, количество мандатов данной партии). По большому счету 25 октября в 20.01 становилось совершенно безразлично, кто в каком округе был «закреплен».


 

«Подшефные»


Не будем останавливаться на тех округах, где волею судеб и избирателей успешно выступили 2 или даже 3 кандидата. Будем надеяться, что округа получат соответствующее двойное ли тройное внимание от народных избранников.


Другое дело – округ, который остался вообще без своего представителя. В городских советах округ-«сирота»– это достаточно малая территория, которую нетрудно взять «под крыло» кому-то из депутатов. В масштабах области избирательный округ – это целые районы, города и поселки. Оставшиеся без своего представителя на областном уровне.

Из 17 округов, отведенных Запорожью, в областном совете не будут представлены 4. Из крупных населенных пунктов в нем не будут представлены совсем (!) Васильевка и Приморск. Энергодар от 4-х округов «делегирует» лишь одного депутата. Без своих представителей останутся Новониколаевский, Приморский и Токмакский районы.


Безусловно, мы немного драматизируем. И, скорее всего, внутри областного совета или внутри фракций будет перераспределено «шефство» над территориями – и указанные выше районы и населенные пункты своих представителей все же получат. Но это будут «условные» делегаты, возможно, слабо связанные с подшефными территориями. Те люди, которым «мандат доверия» данная громада не давала.


 

Победили аутсайдеры


Другим перекосом нынешней избирательной системы стало то, что далеко не все кандидаты, лидировавшие в своих округах, стали депутатами. Причина понятна: человек, набравший значительно больше своих конкурентов из других партий, не смог обойти в избирательном списке своих однопартийцев. А в то же время в областной совет легко прошли те, кто на своих округах занял второе-третье, а кое-где – даже четвертое-пятое (!) места!


И это было бы не так критично, если бы депутатами стали все кандидаты с первого по четвертое или пятое место. Это был бы, можно сказать, выборный курьез. Но реальная ситуация несколько иная. Округ №16 (Запорожский район) будет представлен только кандидатом, занявшим 4-е место, соседний округ №17 – кандидатами с 2-го и 4-го мест. В избирательных округах областного центра «особенности» законодательства видны очень хорошо: только в трех (напомним, из 17-ти) лидеры избирательной гонки стали депутатами, только в двух округах в совет прошли кандидаты со вторых мест. Все остальные «счастливчики» – с третьего, четвертого или пятого мест.


Мы часто сетуем на то, что при низкой явке на выборы получается так, что, скажем, мэра города-миллионника выбирают 10–15% от общего количества избирателей. На нынешних местных выборах депутатами стали даже те, кого поддержали 10,2–10,4% проголосовавших (!) избирателей. При том, что кое-где победители в округе, не прошедшие в облсовет, набирали в несколько (!) раз больше голосов. В Запорожском районе трем «радикалам» хватило менее чем по 600 (шестьсот!) голосов для попадания в областной совет.


 

Проблемы вместо решений


Прошедшие местные выборы породили, во-первых, проблему представительства различных территорий в областном совете. Кто, как и на каких основаниях будет защищать интересы Токмакского района или Васильевки – очень важный вопрос, на который ответ будут давать сами депутаты, но не законодательство.


Вторая проблема – отсутствие реального отображения волеизъявления граждан. Определяем проходные партии, внутри них определяем (по голосам избирателей же!) лучших кандидатов… Формально все выглядит красиво. Но в итоге все равно как минимум на четверть облсовет будет состоять из тех, кого жители округа не очень-то хотели видеть народным избранником.


Таким образом, вместо решения старых политических проблем выборы только добавили новые.