Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Хождение по углям

Хождение по углям

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Хождение по углям

Спокойная жизнь Украины в отопительный период теперь зависит не только от взаимоотношений с Россией, но и целого ряда факторов: импорта энергоносителей из Европы, западных кредитов, погодных условий, решений крымской проблемы.


Пока Украина смакует трудности, с которыми столкнулся Крым вследствие обрыва электроснабжения и блокадой грузоперевозок, сама «большая земля» находится под угрозой энергетического кризиса… Или все же нет?


 

Там, на шахте угольной


В качестве ответной меры на обесточивание Крыма Российская Федерация и так называемые «ДНР-ЛНР» практически синхронно заявили о приостановке поставок в Украину угля. Зависимость здесь прямая: этот уголь используется для выработки электроэнергии на ТЭС Центральной и Восточной Украины (на западе страны – собственные источники топлива). Прошлой зимой аналогичная ситуация в Украине обернулась веерными отключениями электроэнергии в ряде регионов.


Премьер-министр Украины Арсений Яценюк поспешил заявить, что имеющегося угля на зимний период Украине не хватит и призвал прописать план чрезвычайных мероприятий по исправлению ситуации. Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин согласен с главой Кабмина и конкретизирует: если поставки угля из ЮАР дойдут без проблем, то топлива хватит на 45–50 дней.


По данным НЭК «Укрэнерго» за последнюю неделю ноября украинские ТЭС израсходовали около 70 тыс. тонн угля. При этом на их хранилищах осталось около 2 млн тонн твердого топлива различных марок.


Оптимисты указывают на то, что Арсению Яценюку вместо разжигания паники стоило бы обратить больше внимания на внутренние резервы. Во-первых, сейчас, на пороге энергетического кризиса, Украина продолжает экспортировать (!) электроэнергию в Европу. Один из свежих контрактов был заключен с Польшей в сентябре 2015 года. При этом объем экспорта превышает или примерно равен объемам импорта электроэнергии из России. То есть, повернув поставки на нужды внутреннего потребления, Украина могла бы обойтись без российского электричества и даже подстраховаться от возможного падения производства на ТЭС. Но не в том ли причина данной коллизии, что на экспорте наживаются вполне конкретные (в следующих номерах постараемся перечислить поименно!) физические лица, а импорт оплачивает родное государство, т.е. мы с вами?


К тому же локомотивом украинской электроэнергетики являются все-таки АЭС, а не ТЭС (хотя доля последних и составляет около 40% выработки).


Во-вторых, не до конца ясной остается реальная ситуация в украинской угольной отрасли. На боевые действия в Донбассе можно списать все что угодно (чем Кабмин постоянно и занимается), в том числе на словах «заживо похоронить» отечественную угледобывающую сферу. В прошлом году, примерно в этот же период и на фоне аналогичной «паники» Арсения Яценюка, журналист Дмитрий Гнап указал на шахту «Южнодонбасская №3». Она находится на подконтрольной Киеву территории, к ней идет подконтрольная Киеву железнодорожная ветка и – главное! – ее склады были забиты под завязку углем... «почему-то» не очень интересным для правительства. Кроме того, по словам журналиста, эта шахта могла бы добывать 1,5 млн тонн угля в год! (это сравнимо с объемами угля, который сейчас находится на складах всех ТЭС по всей Украине) И сколько таких неучтенных, «нелегальных», забытых «южнодонбасских» шахт? Кто на них наживает свое благосостояние?


Впрочем «панические настроения» премьер-министра можно попытаться объяснить, если подумать не о государственных интересах, а частных, коммерческих. Общественники неоднократно обвиняли Сеню Петровича во вполне конкретной подверженности влиянию олигарха Рината Ахметова. Последнему подконтрольно значительное количество шахт Донбасса (сейчас – по обе стороны линии фронта), а госзакупки угля и государственное субсидирование убыточной угледобывающей отрасли некогда составляли важную часть прибыли донецкого миллиардера. Ведь даже по состоянию на лето 2014 года дотации в данную отрасль из центрального бюджета составляли не менее 34 млрд грн в год!


И теперь, едва заявив о «катастрофическом дефиците» угля, премьер-министр уже готовится выделять государственные кредиты на его закупку. Нетрудно предположить, у каких структур эту закупку правительство хочет сделать.


 

А у вас?


Почти одновременно с новостями с угольных «фронтов» поступила информация о приостановке поставок в Украину российского газа. «Газпром» как на причину сослался на прекращение платежей из Киева.


Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер традиционно посетовал, что Украина к прекращению поставок, а точнее – к отопительному периоду, не готова и ставит под угрозу транзит голубого топлива в Европу. Но подобные тезисы российская компания озвучивает во время любых проблем с «Нафтогазом», поэтому чрезмерного значения этим словам придавать не стоит.

Возвращаясь к теме использования угля, отметим интересный момент: по оценкам экспертов, на конец ноября 2015 года Украина скопила на своих складах вдвое больше угля, чем на тот же период 2014 года, а в свою очередь объемы потребления твердого топлива якобы сократились вдвое (выскажем альтернативную точку зрения: если первый тезис является фактом, который обоснован конкретными цифрами, то второй – подкреплен скорее ощущениями этих самых экспертов).


Примерно так же описывает Владимир Демчишин положение дел уже в сфере газоснабжения страны. На ноябрь 2015 года Украина в своих хранилищах сконцентрировала 16,5 млрд куб. м газа – почти на 2 млрд куб. м больше, чем в ноябре 2014 года. При этом вдвое сократились объемы среднесуточного забора природного газа из хранилищ: со 107 млн кубометров в сутки в ноябре 2014-го до 45 млн кубометров в сутки в ноябре 2015-го. Прошлый отопительный сезон прошел без особых эксцессов, и в тот период Украина использовала около 9 млрд куб. м газа из своих хранилищ.


Все приведенные выше данные должны свидетельствовать о том, что и в грядущий отопительный сезон можно смотреть со сдержанным, но все же оптимизмом. В подобном ключе высказался и министр энергетики, который вообще заявил об отсутствии зависимости от российского газа. Правда, тут же оговорившись: отопительный сезон для Украины пройдет спокойно при наличии импорта газа из ЕС.


А от себя добавим: и при достаточно мягкой погоде зимой. Так как пара недель морозов может полностью опустошить наши газовые хранилища.


То есть энергетическая независимость пока получается своеобразная. По сравнению с 2013-м и даже 2014 годами действительно колоссально падает доля российского импорта энергоносителей. Вот только с восточной «иглы» нынешнее правительство пока сподобилось только пересесть на другую «иглу» – западную.