Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Тайна «Черного квадрата»

Тайна «Черного квадрата»

Категория: Позиция » Cтатьи » Культура
Тайна «Черного квадрата»О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

А.С. Пушкин

 

Минуло сто лет со времени появления картины Казимира Малевича «Черный квадрат» (1915). Сто лет искусствоведы и просто любители черной краски спорили о смысле квадрата и о том, что хотел сказать миру художник этой своей работой.

 

И вот, через столетие тайна наконец-то раскрыта. Как выяснилось в результате флюорографического исследования, под слоем черной краски скрываются две других картины.

 

Вообще, гипотеза о картине, скрывающейся под черным квадратом, существовала давно, но считалось, что она там одна. А оказалось – две. Ученым также открылась надпись, по всей видимости, авторская. И надпись эта гласит: «Битва негров в темной пещере». Ну как тут не вспомнить старый анекдот: «Отправил Василий Иванович Петьку учиться в художественное училище, через месяц Петька возвращается и говорит, что всему научился. Василий Иванович просит показать. Петька берет полотно и закрашивает черной краской. «Что это?» – спрашивает Василий Иванович. «Картина, – отвечает Петька. – Негры ночью воруют уголь».

 

И вот ведь как оно обернулось – в шутке про картину «Негры ночью воруют уголь» оказалась лишь доля шутки.

 

Современные специалисты сделали предположение, что Малевич написал свой «квадрат» по мотивам полотна французского журналиста, эксцентричного писателя и черного юмориста Альфонса Алле – он его создал в 1882 году и назвал «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

 

Написав «Битву негров», француз просто пошутил в типичном для себя стиле. Как сказали бы сегодня, потроллил почтенную публику, в первую очередь художников.

 

Его работа хоть и опередила Малевича, но не получила широкой известности. Может быть, она опередила свое время, и мир еще не был готов восхищаться беспредметностью – абстракционизм в конце XIX века не был в моде. Вероятно, все отнеслись к картине Альфонса Алле, известного писателя и юмориста, как к рядовой шутке. А вот творение Малевича восприняли всерьез. Оно было создано в тот момент, когда авангардизм и кубизм стали популярными.

 

Но откуда тогда взялись два изображения под черным квадратом и в чем их смысл? Предположительно, Казимир Малевич собирался нарисовать нечто более сложное, чем простой черный квадрат, но замысел не удался. Задуманная картина показалась автору неудачной. Другие, может быть, восхитились бы, а вот Малевич остался недоволен собой. Нечто подобное было у Ван Гога, когда тот отрезал себе ухо. Гоголь вообще сжег второй том «Мертвых душ». А Малевич... просто взял и закрасил черной краской неудавшуюся работу. Точнее сразу две работы. А потом посмотрел на концептуальный такой квадратик... да пусть вот так и будет! Очень абстрактно получилось. Почти как у Альфонса Алле, только лучше. В таком виде Малевич и выставил на всеобщее обозрение свой «Черный квадрат».

 

Его картина, как черный кадр, похожий на засвеченную фотопластину, символизирует завершение эпохи живописи, которая на протяжении веков запечатлевала окружающий мир таким, какой он есть – в портретах, пейзажах, натюрмортах. Но с появлением фотографии, позволяющей быстро и точно зафиксировать мир «как есть», а главное – сделать это каждому, не требуя умения рисовать, – функция живописи по изображению реального мира завершилась. И «Черный квадрат» поставил своеобразную точку в реалистичной живописи, отражающей окружающий мир. Согласитесь, красивая интерпретация «Черного квадрата» – достаточно складная и логичная.

 

Но эта интерпретация появилась уже потом. А в тот момент, когда Малевич закрашивал черным свою предыдущую (неудавшуюся) работу, он, скорее всего, был раздосадован, раздражен и, наверное, просто устал в тот день рисовать.

 

P.S Квадрат Малевича – не один, их было, по разным версиям, от четырех до пятнадцати. Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй – в питерском Русском музее. В Эрмитаже – четвертый по счету «Черный квадрат». И все они не являются копиями друг друга. Они различаются размерами, пропорциями и временем создания.

 


Наталья ЕЛИСЕЕВА