Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Как бы поудобнее сесть?

Как бы поудобнее сесть?

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Как бы поудобнее сесть?

 

На минувшей неделе на рассмотрение Верховной Рады был внесен законопроект №3700, поданный всеми парламентскими «партиями Майдана», в авторах которого – все лидеры соответствующих фракций (это чтоб вы понимали формальный уровень законопроекта): Юрий Луценко (БПП-«Солидарность»), Максим Бурбак («Народный фронт»), Олег Березюк («Самопомощь»), Юлия Тимошенко («Батькивщина») и Олег Ляшко (РПЛ).


Этот законопроект, состоящий всего из нескольких абзацев, успели в СМИ и «экспертной» среде назвать «законом об императивном мандате», то есть законом об отзыве депутатов их партиями. На самом деле, к собственно императивному мандату закон имеет опосредованное отношение.


 

В целом понятие «императивный мандат» означает возможность отзыва лиц с выборных должностей в случае нарушения ими определенных установленных правил. Первое возможное правило, которое приходит на ум – это обязательство выполнить предвыборную программу в определенный срок. Однако в Украине об императивном мандате говорят в основном тогда, когда хотят запретить конкретно переход депутатов из фракции во фракцию или пресечь голосования вразрез решению фракции. Это последствие массового появления в нулевые годы так называемых «тушек».


Возможность отзыва народного избранника существует в некоторых государствах, и не только в «соцстранах» вроде КНР или КНДР (на чем сейчас пытаются спекулировать некоторые политики и эксперты). Однако большинство стран от такой нормы действительно отказалось или вообще ее не имело: предполагается, что депутат должен нести в первую очередь политическую ответственность перед своими нынешними и будущими избирателями. То есть за свои поступки и принятые решения расплачиваться на выборах.


Исходя из вышесказанного, можно понять, почему тему императивного мандата стали часто поднимать в украинской политике: лишь редкие украинские слуги народа действительно были наказаны своими избирателями за совершенные действия. Основная масса, невзирая на скандалы, обвинения и откровенные предательства, лишь перетекает из полипроекта в политпроект, оставаясь при власти.


Кстати, принцип императивного мандата уже действует в Украине – правда, на уровне местных советов. Новоизбранных местных депутатов (да и мэров) могут отзывать съезды их партийных организаций или же инициативные группы избирателей, если депутат или мэр был самовыдвиженцем. Заметим, что данная норма в отношении избранников на местах ни у кого полгода назад нареканий не вызывала. Хотя как раз в местных советах партийная дисциплина не является действительно важной. И сейчас мы можем наблюдать, как в этих представительских органах уважаемые громадой люди – учителя, врачи, военные – скованы политическими интригами партийных лидеров.


 

Сбить на взлете


Однако вернемся к законопроекту №3700. Несмотря на поднятый вокруг него шум, данный проект – совсем не об императивном мандате. Суть предложенной законодательной новеллы не в отзыве действующего депутата, а в том, чтобы съезд партии (в украинских реалиях это значит руководство партии) мог отзывать из избранного кандидата в депутаты, который еще не принял присягу! То есть кандидата, который еще депутатом не стал и никакого мандата не получил. Сбить на взлете, как говорится.


С одной стороны, норма объяснимая. Некоторые «списочники» могут стать депутатами и через несколько лет после выборов. Например, партия пробилась во власть, треть фракции ушла в правительство – и ее нужно заменить следующими по списку кандидатами. Что делать, если человек из нижней части списка за эти годы «перекрасился» или аморально себя повел? Тут вроде бы и в помощь законопроект №3700.


С другой стороны, парламентарии предлагают разрешить исключать кандидатов хоть на следующий день после выборов. И тут открывается широчайшее поле для манипуляций: уже зная результаты волеизъявления, руководство партии может торговать проходными местами, продвигать наверх «нужных» людей, исключая «менее важных» и т.д.


Но чтобы еще лучше понимать суть законопроекта, нужно посмотреть в его переходные положения: авторы предлагают применять данную норму и к избирательным спискам парламентских выборов, прошедших в октябре 2014 года.


Вот оно!


В 2014 году, следуя кулуарным договоренностям, участники выборов набрали в свои списки десятки людей, представляющих те или иные финансово-промышленные группы (а проще говоря – олигархов). «Предполагаем», что в «Солидарности» и «Народном фронте» мы найдем людей Коломойского, отдельно в НФ – людей Ахметова, в «Радикальной партии» – людей Фирташа. За прошедший год политико-олигархический ландшафт страны сменился кардинально, изменились олигархические союзы, а вот избирательные списки не изменились совсем. Поэтому теперь, когда фракция ВР теряет какого-нибудь лояльного депутата (в связи с уходом в исполнительную власть или по иной причине), на его место с большой долей вероятности может прийти депутат абсолютно нелояльный.


Свежий пример такого рода: Андрей Богдан, адвокат лидера «УКРОПа» Геннадия Корбана, которого «прессуют» по президентской вертикали – следующий в избирательном списке президентской «Солидарности». Можно сказать, это все, что вам достаточно знать о сложившейся в украинской политике ситуации.


Поэтому желание парламентских фракций (и, подозреваем, не только «майдановских») избавиться от неугодных «списочников» – вполне объяснимо. Хотя вопрос, когда же партии будут сами отвечать за своих кандидатов, остается открытым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий ЕГОРОВ