Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Шоу «за стеклом»

Шоу «за стеклом»

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Открытые реестры стали главной фишкой широко разрекламированной властью «электронной революции». Осенью прошлого года Министерство юстиции официально открыло доступ к базам данных о владельцах земельных участков и квартир. Последняя новация – открыт электронный доступ к реестру личных автомобилей. Но сделано это как-то странно – поиск осуществляется не по номеру авто (что логично, если разыскивается машина, участвовавшая в ДТП), а по данным владельца. Теперь собирать информацию на конкретного человека – земля, недвижимость, машина – стало гораздо проще. Но к добру ли это

 

 

С 1 апреля 2015 года (дату выбирали не случайно, это очевидно) была предусмотрена выдача регистрационных документов в электронном виде. Причем, когда весной министр юстиции Павел Петренко презентовал новый онлайн-сервис «Кабинет административных услуг» (kap.minjust.gov.ua), говорилось, что это позволит избавиться от очередей и взяток.

 

Прошло еще полгода, и стало понятно, что очередей и взяток, может, и не будет, но справку теперь тоже не возьмешь. Ибо, как все в нашей стране, онлайн-сервис работает криво. И чтобы получить информацию из реестра прав на недвижимость, человеку нужно изрядно помучиться. А если предположить, что этот человек еще и в возрасте, не сильно дружен с компьютером или не имеет платежной карты для оплаты услуг через Интернет, то воспользоваться достижениями «электронной революции» ему не светит.

 

В этом мы убедились во втором нашем эксперименте, попытавшись протоптать весь тот путь, который должен пройти любознательный гражданин. Сначала нужно осуществить регистрацию на сайте www.mail.gov.ua и стать пользователем «Кабинета электронных сервисов». Даже если вы внесли фамилию, телефон, налоговый номер или паспортные данные, система нередко показывает, что чего-то еще не хватает, и вас не регистрирует.

 

Но, даже зарегистрировавшись, вы сталкиваетесь с массой технических проблем. Так, для отправки запроса на получение данных из реестра нужно указать на сайте «Кабинета административных услуг» фамилию, имя и отчество, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, серию и номер паспорта гражданина Украины. После этого необходимо оплатить выставленный счет. Сделать это можно с помощью банковских карт или платежных систем (например, «Портмоне»). Документ загрузится на сайт с уникальным кодом, и его можно будет распечатать.

 

Правда, те, кто не пожалел около 50 грн за информацию, жалуются, что деньги система списывает иногда без выдачи документа. Но мы не стали заходить так далеко, нас интересовали просто тарифы. Поэтому, введя в поисковик название популярного системного банка, мы выяснили, что услуга «предоставление сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» стоит 45,68 грн, комиссия АО «Ощадбанк» составляет 3 грн, всего к оплате 48,68 грн.

 

Может, каким-то наивным иностранцам это и покажется новым словом в науке и технике, но лично мне, как журналисту с многолетней практикой, это напомнило, как Остап Бендер собирал деньги за вход в Пятигорский Провал, который до того был бесплатным.

 

Ибо раньше вся та информация, которую Минюст продает по полтиннику, совершенно бесплатно добывалась в электронной версии «Єдиного державного реєстру юридичних осіб та фізичних осіб-підприємців».

 

Но официальной справке на бланке с печатью или документу, заверенному нотариусом, поверить легче, чем «домашней» распечатке из Интернета. Поэтому проблему никто не решил. Напротив, ее создали, отказавшись выдавать гражданам бумажные справки.


Что же касается борьбы с коррупцией, то лишь наивные и дети могут поверить в миф, что доступ к базам данных о недвижимости позволит поймать за руку проворовавшихся чиновников.


Как мы уже сказали, каждый госслужащий ежегодно заполняет декларацию о доходах своих и членов семьи, причем за достоверность сведений отвечает по уголовному законодательству. Поэтому все, что нужно спрятать, давно оформлено на дальних родственников, кумовьев, доверенных лиц и оффшорные фирмы.

 

Зачем тогда вокруг этого и подобных ему вопросов технического плана возникает такая суета? Обычной плановой работе по электронной систематизации создается имидж события века? Ответ прост, и он в железном правиле: если не знаешь, в чем подвох – ищи его в деньгах.

 

Егор СМИРНОВ