Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Ослабить «винтики государственной машины»

Ослабить «винтики государственной машины»

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Ослабить «винтики государственной машины»
Среди различных нововведений в украинском законодательстве, вступивших в силу с 1 января 2016 года, – новая редакция закона о государственной службе. Этот закон еще на этапе проекта называли революционным, но не все наши соотечественники понимают почему.
 

 

На сегодня (или, если быть оптимистами, до 01.01.2016) большая часть украинских чиновников, «бодрая масса служащих», как их назвали авторы «Золотого теленка» устами Остапа Бендера, – это низкооплачиваемые и во многом бесправные специалисты.


В существующих условиях рядовой украинский бюрократ – тот самый винтик в государственной машине: безмолвный и исполнительный. А поскольку каждые 4–5 лет бюрократический механизм кардинально меняет направление движения, «винтикам» приходится безмолвно и исполнительно подстраиваться под любую новую власть.


И в то же время мизерная доля госслужащих, а конкретно – наши «дорогие» нардепы являются «хозяевами жизни»: они получают зарплаты на уровне топ-менеджеров заводов и банков, пользуются полным спектром льгот и привилегий, превращают подконтрольные им ведомства в средства заработка, управляют своими подчиненными (той самой «бодрой массой служащих»), как крепостными. И при этом несут лишь «политическую ответственность» – то есть за свои решения отвечают не перед правоохранительными органами, а перед избирателями, т.е. вообще-то не отвечают ни за что.


 

Конец «партий власти»?


Главная идея новой редакции закона о госслужбе – обеспечение независимости государственного служащего от политических и бизнес-структур.


По новому закону все чиновники не смогут быть членами политических партий или агитировать за них. Что должно наконец поставить точку в истории украинских «чиновничьих партий»: «эсдеков», «нашеукраинцев», «регионалов» и т.д. Конечно, на высшие руководящие посты (министров, например) кандидаты будут выбираться так или иначе политическими силами, но вся пирамида государственных служащих под ними должна оставаться стабильной, независимой от политических перипетий.


В соответствии с новым законом, на посты государственных служащих соискатели будут выбираться на конкурсной основе – через открытый конкурс с жюри или комиссией, в состав которых будут входить в том числе различные представители общественности. И в то же время госслужащие получат дополнительные гарантии на сохранение рабочих мест – опять же, вне зависимости от ситуации на политическом олимпе или сиюминутной благосклонности начальника.

Впрочем, одна из главных «зависимостей» – не в партбилетах, а в финансах. Сегодня лишь треть и без того небольшой зарплаты чиновника – ставка, а остальное – различные премии и доплаты. То есть на более-менее справедливый доход может рассчитывать лишь услужливый чиновник – «подходящий» своим руководителям, но необязательно гражданам. Новый закон изменяет эту пропорцию, предоставляя чиновникам 70% дохода за счет ставки и лишь 30% – за счет различных бонусов.

 

«Ненужный» закон

Можно сказать, что в перечисленных выше нормах вся «революционность» законопроекта и заключается. Однако приуменьшать их важность нельзя. Теоретически они способны значительно упрочить позиции отдельно взятого чиновника, но в целом выбить почву из-под «вертикали власти», системы, которую можно по старой памяти называть «административно-командной» – ведь она многое унаследовала от бюрократии даже 30-летней давности. О потенциале обновленного «чиновничьего» законодательства многое говорит один лишь тот факт, что при трех последних президентах Украины вступление данного проекта в силу постоянно откладывалось, а говоря прямо – сознательно проваливалось. Петр Порошенко этой осенью даже умудрился сослаться на Европу – мол, не одобрили там наши начинания… Из Европы строго пригрозили: «Мы вообще-то этого от вас требуем».


Причины такого отношения власть имущих к «революционному» закону – на поверхности. Если 300-тысячную армию госслужащих воспринимать не как двигатель реформ, а как основу своей личной (клановой) власти и инструмент обогащения, то давать ей хоть малейшую свободу совершенно «невыгодно».


Тем не менее, есть у оппонентов уже вступившего в силу закона и иные аргументы. Его положения копируют аналогичные законы для госслужащих стран Запада, где класс бюрократии развивался без преувеличения столетиями. Там у чиновников сложились свои традиции, правила взаимоотношений с политиками, и там госслужащие изо дня в день выполняют банальные, доведенные до автоматизма действия. На первый взгляд, только с таких стран и имеет смысл брать пример Украине. Но ведь у нас нет вековых традиций госслужбы и не так много устоявшихся рутинных задач, говорят критики нового закона, – а наоборот, система власти требует «рывка», «переломного момента»: «Выгнать миллион старых, набрать миллион новых». Но откуда?


 

Кадровая чехарда


Ни для кого не секрет, как и многие другие ключевые законы последних двух лет, новый закон о госслужбе был фактически продавлен «западными партнерами» Украины. Он был включен в план по ассоциации Украины с ЕС, его принятие «разблокировало» для нашей страны финансовую помощь на более чем 100 млн евро. А кроме того, европейцы не уставали публично и кулуарно «напоминать» о данном законопроекте.


Вряд ли в данном случае стоит глубоко зарываться в поисках «зрады»: за последние годы властью были приняты куда более судьбоносные решения, в которых можно найти «влияние Запада». Здесь же речь скорее идет об унификации украинского и европейского законодательства (конечно, путем подгонки отечественной базы под европейские требования). Впрочем, каковы бы ни были планы лоббистов нового закона: развитие страны, честные инвестиции, экономическая и политическая экспансия – для любой из этих целей нужны чиновники, стабильно сидящие в своих креслах, а не играющие в кадровую чехарду.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий ЕГОРОВ