Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Иль нам с Европой спорить ново?..

Иль нам с Европой спорить ново?..

Категорія: Позиція » Статті » Головна тема
Иль нам с Европой спорить ново?..

Вот и ушел 2015-й. Сегодня вы, уважаемые читатели, держите в руках первый номер издания наступившего 2016 года. Его выпуск совпал со светлым праздником Рождества.


 

В Европе, в которую нас неустанно «интегрируют», этот День отмечают раньше, а уж потом веселятся на площадях под новогодние фейерверки. Мы, наоборот, – из трудовых будней вначале попадаем в стихию Нового года. Далее, пройдя «восстановительный» этап, усаживаемся за семейный рождественский стол, искренне поздравляем близких и далеких, посещаем церковь или гуляем по свежему морозному воздуху. Такова воспетая еще Гоголем традиция, определившая каждому свою «диканьку».


Вместе с нами ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Украинская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому юлианскому календарю и часть российских протестантов.

 

Однако Украину уже соблазняют отказаться от устоявшейся традиции. В конце минувшего года секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что празднование Рождества на Украине следует перенести с 7 января на 25 декабря. Очень уместно отреагировал на это глава правления Института украинской политики Кость Бондаренко, заявивший, что «неэтично представителю одной конфессии давать рекомендации другим. Турчинов продвигает свое мнение как пастор одной из баптистских церквей, которые также пользуются в основном григорианским календарем».


Кость Бондаренко поясняет: «В ночь на 25 декабря Рождество вместе с католиками празднуют протестанты – лютеране, англикане, часть методистов, баптистов и пятидесятников. Традиции праздновать Рождество в Украине 7 января без малого 100 лет. Миллионы верующих привыкли к этой дате и не воспримут другую. Хотя я не исключаю, что лица, считающие себя сознательными патриотами, и общественные активисты могут перейти на 25 декабря. Безусловно, найдутся и такие, кто станет отмечать и декабрьскую, и январскую даты, пользуясь лишним поводом выпить», – резюмировал украинский политолог.


Для ясности, православное Рождество «отстает» от католического на 13 дней. Это произошло из-за путаницы календарей: в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый григорианский календарь, получивший определение «новый стиль». Старый юлианский календарь стали называть старым стилем.


Православие не изменило «старому стилю» и неисчерпаемым традициям, прежде всего, рождественскому посту, который длится сорок дней.


У католиков же поста, как такового, нет. Есть адвент – время ожидания праздника, когда особо ревностные верующие стараются больше времени посвящать молитвам и посещению церкви, общению с семьей.


На православных землях уже существует опыт перехода на новый церковный календарь. В частности, русский патриарх Тихон в 1920-х годах издал соответствующий указ. Однако 25 декабря праздновать Рождество Христово в храмы никто не пришел. Зато все пришли 7 января. Так что выбирать свою традицию вопреки разрекламированной новизне нам, как подметил Александр Пушкин – не «ново».


Мы не можем отказаться от своего Дидуха, который в некоторых сельских хатах стоит по нескольку лет, от колядок и щедривок. Мы и нынешнее Рождество встречаем с надеждой на давний устоявшийся взгляд граждан Украины на свою историю, свои традиции, свое прошлое и свое право отмечать это праздник так, как это делали наши прадеды, а не так, как предлагают нам «евротолеранты».


Так или иначе, сей чудесный День сам по себе прекрасен, и остается праздником – для всех. А каждый пусть им распоряжается по своему разумению. С Рождеством!

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наталья НЕСТЕРЕНКО