Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Прощание с Легендой

Прощание с Легендой

Категорія: Позиція » Статті » Спорт
Прощание с Легендой

Неделю назад, в ночь с 13 на 14 января, в Запорожье скончался выдающийся советский и украинский тяжелоатлет, дважды олимпийский чемпион, неоднократный победитель европейских и мировых первенств, заслуженный мастер спорта СССР Леонид Жаботинский. Сегодня воспоминаниями о Леониде Ивановиче с ПОЗИЦИЕЙ делятся люди, которые знали прославленного штангиста не один десяток лет. Наши собеседники – глава отделения Национального олимпийского комитета в Запорожской области Владимир Лобанов и президент Запорожской областной федерации бодибилдинга и фитнеса, заслуженный тренер Украины Валерий Пономаренко.

 

– С Леонидом Ивановичем мы были знакомы с 1976 года, – говорит Владимир Лобанов. – Он на тот момент уже был олимпийским чемпионом, которого уважали на всей планете. Мне он запомнился как человек очень доступный и открытый в общении, который «включал звездность» только тогда, когда это действительно было необходимо. Например, если его просили посодействовать в решении какого-либо вопроса в «верхах», он не отказывал и брал на себя эту миссию. Потому что и у власти пользовался заслуженным авторитетом.


Отличался Леонид Жаботинский и редкой целеустремленностью: если ставил перед собой задачу, выполнял ее обязательно. Леонид Иванович всегда шел до конца во всем.


Время, которое мне довелось провести с нашим легендарным спортсменом, было очень интересным и увлекательным – всего даже не упомнить. Допустим, мы часто вместе ездили на поезде в Москву, и в вагоне садились играть в карты. Так вот, пока Жаботинский не выигрывал, не останавливался: могли хоть ночь напролет «резаться». Вообще, азарт был свойственен ему – как на помосте, так и в быту.


Владимир Евгеньевич, а чем еще увлекался Леонид Жаботинский в жизни?


– Очень разносторонний был человек. Шахматы, теннис – ему покорялись практически все сферы деятельности. Очень любил цыганские романсы, да и сам пел просто потрясающе – это надо было слышать! Могу сказать абсолютно точно, что с Жаботинским все хотели дружить. Но вовсе не из-за статуса или умения и готовности решать чужие проблемы, а потому что человеком был незаурядным и отзывчивым.


Когда Леонид Иванович закончил выступления в большом спорте, уходить из него окончательно не спешил, хотел стать тренером сборной СССР по тяжелой атлетике, да и вообще остаться в привычной стезе. Мне кажется, и на этом поприще он бы добился успеха, но, увы, получил лишь предложение стать почетным президентом Федерации тяжелой атлетики. Однако Жаботинский в этой ипостаси, на чиновничьей должности, себя не видел. Поэтому поработал тренером сборной Вооруженных сил СССР, затем в спорткомитете Министерства обороны. После три года служил военным советником на Мадагаскаре и в 1991-м вышел в отставку в звании полковника.


– После окончания института я работал в Запорожском горспорткомитете, – берет слово Валерий Пономаренко. – Тогда же впервые увиделся с Леонидом Ивановичем, и в разговоре с ним поднял тему развития культуризма в нашем городе. Правда, тогда его называли атлетической гимнастикой, поскольку в те времена в СССР такого вида спорта как культуризм не было – более того, он находился под запретом. Словом, приходилось заниматься фактически в подпольных условиях. И вот однажды мне удалось привезти в Запорожье два контейнера с тренажерами. Жаботинский тут же нашел машину, «выписал» нескольких солдат с «Уральских казарм» для погрузки-разгрузки, и мы привезли все это в клуб тяжелой атлетики. О чем это говорит? Леонид Иванович не боялся новшеств, мог пойти на риск, а уж когда речь заходила о спорте – и подавно. Прошли годы, культуризм вышел из загона, и одним из самых почетных гостей на наших соревнованиях и праздниках неизменно был именно Жаботинский.


– Кстати, наш выдающийся тяжелоатлет был очень привязан к Запорожью, – добавляет Владимир Лобанов. – Когда он еще активно выступал, ему предоставили четырехкомнатную квартиру в Киеве. Казалось бы, живи и радуйся! Но осесть там надолго Леонид Иванович не сумел: постоянно твердил, что Киев – «не его город», и вскоре вернулся в Запорожье. Потому именно у нас проводятся ежегодные турниры на призы Жаботинского, и я надеюсь, что с его уходом эта практика не будет прекращена. Наоборот, я уверен, что такие соревнования останутся настолько же популярными, как и сейчас.


– Владимир Евгеньевич, на Ваш взгляд, как запорожцы могут отблагодарить Леонида Жаботинского за то, что он много лет прославлял наш город далеко за его пределами, в том числе и на других континентах?


– Мысли по этому поводу есть. К примеру, уже подготовлены документы, чтобы одну из улиц в Запорожье назвали именем Леонида Жаботинского. Разве легенда советского и мирового спорта этого не заслуживает? Во-вторых, на фасаде дома, где он в свое время жил, появится мемориальная доска. Третий момент – имеются планы о создании в городе аллеи олимпийцев Запорожья, где на почетном месте будет и Леонид Иванович. Надеюсь, ждать реализации этих проектов недолго. Главное, чтобы бюрократические и организационные нюансы не стали помехой.


– Мне кажется, просто прошло еще не так много с момента смерти Леонида Жаботинского. И потому осознание, какая это невосполнимая потеря и для запорожцев, и для всей нашей страны, еще не пришло. Но обязательно придет, потому что страна обязана и знать, и помнить своих Героев, – подытожил Валерий Пономаренко.