Это седьмой съезд объединения,
и уже второй раз подряд он проходит в нашем городе. «Проведение съезда именно в
Запорожье – это подтверждение того, что Запорожская область является одним из
центров авиастроения Украины, это признание достижений МОТОР СИЧи и заслуг ее
коллектива», – считает председатель Запорожского
областного совета профсоюзов Виктор Сластен.
В мероприятии приняли
участие около ста делегатов от различных предприятий нашей страны, чьи трудовые
коллективы объединены ПАУ, и почетных гостей. Самые многочисленные делегации
представляли Киевскую, Харьковскую, Хмельницкую, Днепропетровскую, Полтавскую
области и, конечно, наш регион.
Очередной и особенный
Перед профсоюзом
авиастроителей Украины на этом съезде стояла сложная задача – определить
тактику и стратегию дальнейшей работы профессиональных союзов в тех условиях, в
которых оказалась не только одна отрасль, но и вся страна. Сейчас и в Украине,
и в авиастроении наблюдается продолжительный экономический спад. Он бросает
профсоюзам все новые и новые вызовы.
Ярема Жугаевич, председатель
профсоюза авиастроителей Украины, в комментарии ПОЗИЦИИ так анонсировал съезд: «Этот съезд
– очередной. Можно подумать, что раз съезд «очередной», то ничего особенного в
нем нет. Но особенными являются условия, в которых он проходит. В стране
производство, к сожалению, оказалось невостребованным, особенно – в высших
эшелонах власти. В результате впервые отрасль авиастроения вышла вперед среди
девяти отраслей, относящихся к машиностроению и металлообработке. Но это не
повод для радости или гордости. Да, мы можем быть удовлетворены тем, что
удалось удержать авиастроение на плаву, но такие данные свидетельствуют, что
все остальные отрасли оказались в еще большем кризисе».
МОТОР СИЧ даже на фоне
этих проблем не снижает свою социальную нагрузку и не ставит своей целью
сокращение рабочих мест – наоборот, ставятся задачи по поиску новых рынков
сбыта взамен потерянных, хоть и не по вине предприятия; по поиску новых заказов
для более чем 20тысячного коллектива и новых сфер применения своих возможностей
и знаний. Именно поэтому многие участники съезда в своих выступлениях ставили
запорожский завод в пример и по производственным вопросам, и по работе
профсоюза. Ярема Жугаевич отметил огромный вклад президента АО «МОТОР СИЧ», народного депутата Украины
Вячеслава Богуслаева в защиту
коллектива МОТОРА и в целом всего авиастроения.
Глава ПАУ также сообщил, что по
итогам 2015 года МОТОР СИЧ стал лидером рейтинга предприятий отрасли.
Никто,
кроме нас самих
Большинство делегатов в
своих выступлениях на пленарном заседании говорили об интересах не только лишь
рабочих или инженернотехнических работников, но и об интересах предприятий в
целом. Сами профсоюзные лидеры поясняют: если у предприятий будут постоянные
заказы и, соответственно, постоянная прибыль, тогда будут возможности и для
увеличения зарплат, и для сохранения и создания рабочих мест, и для повышения
социальных стандартов.
Но как раз сбыт
продукции и является на сегодня одной из главных проблем авиастроителей и
машиностроителей Украины в целом. Восточный рынок сбыта очень быстро был закрыт
по политическим мотивам, а западные рынки крайне неохотно принимают украинскую
высокотехнологичную продукцию.
Глава первичной профсоюзной организации Харьковского машиностроительного завода «ФЭД» Владимир
Тындик так и резюмировал:
«Не так сложно сделать продукцию, как реализовать. На Волчанском агрегатном
заводе, к примеру, вроде бы стабильность, зарплата – точно в срок. А директора
никогда не застать на предприятии – вынужден заниматься поиском рынков сбыта.
То же – и на многих других еще работающих заводах. «Укроборонпром» своим
предприятиям также отвечает: мы не занимаемся поиском заказов для вас, мы
контролируем финансовые потоки…».
Владимир Тындик выступил
с предложением к делегатам направить официальное письмо президенту,
правительству, Верховной Раде, руководству «Укроборонпрома»: «Мы должны
проинформировать их, что предприятия авиастроительной отрасли находятся, мягко
говоря, в затруднительной ситуации. И скоро авиастроения как такового в Украине
может не стать вообще».
Лидеры профсоюзных
организаций согласны с тем, что без господдержки и внимания власти выход
авиастроителей из создавшегося положения будет крайне трудным. Особенно
учитывая тот факт, что многие из этих предприятий являются государственными, а
также в той или иной мере относятся к военнопромышленному комплексу. Однако
особых иллюзий по этому поводу машиностроители не питают. Председатель профсоюзного комитета МОТОР СИЧи Михаил Труш отметил: «Все представители власти ходят с протянутой
рукой, в поисках новых кредитов. Никто не думает и не говорит об отечественной
промышленности». Ярема Жугаевич в своем докладе о работе ПАУ за пять лет,
прошедшие с предыдущего съезда, в первых же строках отметил: «Не стоит ждать
чуда, мессии, который все сделает за нас и для нас» – и в качестве рецепта по
выходу из кризиса процитировал президента АО «МОТОР СИЧ» Вячеслава Богуслаева:
«Никто не поможет родному предприятию, кроме нас самих».
С такой философией согласны подавляющее большинство профсоюзных
лидеров авиационной промышленности: в следующие годы ПАУ должен приложить
максимум усилий для укрепления и развития своей организационной структуры, для
защиты социальных гарантий наемных сотрудников и бизнесинтересов предприятий
отрасли, для лоббирования интересов машиностроителей и авиастроителей на самом
высоком уровне.
Руководить этой
деятельностью в Профсоюзе авиастроителей Украины и в ближайшие годы будет
также Ярема Жугаевич – решением делегатов VII съезда он был переизбран на
очередной срок.
Игорь ОВДИЕНКО, фото Олега ВАЛИКА