Между прочим, сделать это
они были обязаны еще год назад, как прописали в коалиционном соглашении. Но
далее пустой болтовни вокруг столь важного новшества так и не зашло. Причем
буквально все политики признают необходимость перехода избирательной системы со смешанной на пропорциональную с открытыми списками, однако воз и ныне там. Более того, с их легкой
руки (грубо говоря, наплевав с высокой колокольни на электорат) месяц назад был
принят закон о «партийной диктатуре», согласно которому лидеры партий могут в
любой момент и за малейшую провинность убрать из своих списков «не оправдавших
ожиданий». Как говорится, полная прозрачность...
Кстати, комитет по
мониторингу Парламентской ассамблеи Совета Европы в этот понедельник направил тот самый закон о «партийной диктатуре» на
рассмотрение Венецианской комиссии. Закралось у европейцев подозрение, что
изменение избирательных списков уже после выборов не соответствует европейским
стандартам. О, проснулись! Под самым носом у ПАСЕ произошло нечто совершенно дикое
(они-то нас усиленно «просматривают»), но ассамблея почему-то долгое время
безмолвствовала. Ладно, упорно молчит в этой ситуации Конституционный суд
Украины – с ним все понятно, но европейцы куда смотрели? Внимательнее нужно
быть, господа хорошие! В общем, есть шанс, что Венецианская комиссия все-таки
укротит поборников этого драконовского закона.
Ну, а дальше пусть Европа
отслеживает дальнейшую ситуацию с предполагаемыми изменениями в избирательное
законодательство нашей страны. Тут за украинскими политиками глаз да глаз
нужен. Допустим, в этом созыве парламента было зарегистрировано три
законопроекта, предусматривающих изменение избирательной системы. В каждом из
них можно было без труда найти как положительные, так и отрицательные аспекты.
Но эксперты отмечали, что в любом из этих документов есть лазейки для того, чтобы партийные лидеры
могли формировать и оперативно очищать списки по своему усмотрению, без учета
мнения голосовавших граждан, то есть творить все тот же политический произвол.
А если быть более точным,
по желанию представителей финансовых групп, контролирующих политические силы в
Украине. Никто ведь не станет оспаривать тот факт, что все солидные и
раскрученные партии, тем более представленные в Верховной Раде, получают
существенную подпитку от сильных мира сего. Значит, именно они и руководят
страной, а народные депутаты – всего-навсего эдакая ширма для создания
видимости развивающейся демократии. И то, знаете, ширма какая-то обветшалая и
замызганная.
Впрочем, развал коалиции
(временный или окончательный?) может обернуться позитивом для избирательного
законодательства Украины. Вышедшие из большинства «Батькивщина» и «Самопомощь»
все активнее стали настаивать на изменениях в правилах общенациональных
выборов. И вполне вероятно, смогут таки их продавить. С помощью «Народного
фронта» и части депутатов от «Блока Петра Порошенко», которым досрочные выборы – как громадная кость поперек горла. Лучше уж пойти на поводу у младших (по
количественному составу) собратьев по Верховной Раде, чем затем вообще в нее не
попасть, не так ли? Следовательно, надежда на то, что об изменениях в
избирательную систему в парламенте договорятся, имеется. Главное, чтобы снова
не протащили какую-нибудь ерунду в красивой обертке, позволяющей еще крепче
узурпировать власть в руках ограниченного числа наиболее «достойных».
Максим КОРОБЕЦ