Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Вдыхая аромат полыни

Вдыхая аромат полыни

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Вдыхая аромат полыни 26 апреля 1986 года каждый из нас запомнил по-своему. В Запорожье было солнечно и ветрено. Запомнил это потому, что пошел позагорать на Хортицу, но из-за ветра пришлось вернуться домой. Уже вечером поползли тревожные слухи. Народ срочно припал к радиоприемникам в надежде уловить «вражьи голоса». Ну а дальше понеслось. Один раз даже съездил с работниками Днепровского алюминиевого завода (так тогда назывался ЗАлК) в Яготинский район – строили там дома для вынужденных переселенцев. 

А каким тот роковой день запомнился тем, кому вскоре довелось принять участие в ликвидации последствий аварии? Или тем, кто вынужден был покинуть зону отчуждения? Спросил об этом у коллег из соседнего садового товарищества «Союз Чернобыль».

 

Светлана Криволапчук, как и многие другие дачники-чернобыльцы – добровольные переселенцы из г. Коростеня. Ну как «добровольные»? Хватанули, конечно, дозу радиации. А в Запорожье во второй половине 80-х годов таким давали более или менее равноценное по метражу жилье. Вот и перебрались от греха подальше. Сама Светлана Васильевна работала инженером-программистом на Коростеньском отделении Юго-Западной железной дороги, а ее муж Георгий, машинист электровозов-тепловозов, в первые дни катастрофы на своем поезде возил в зону поражения стройматериалы и технику. Так вот, из 45 человек, которые тогда вместе с ним были откомандированы из депо на ликвидацию ядерного пекла, ныне в живых остались только шестеро.

Сергей Осадчий, сосед Криволапчуков по даче, тоже «древлянин», как шутя называет самого себя, и тоже машинист-железнодорожник. Своим дизель-пассажирским поездом он вывозил людей из Славутича и Припяти. «Подняли нас по учебной тревоге. Так, во всяком случае, объяснили. Рано утром 26 числа прибыли на станцию Янов. Смотрим – а со стороны АЭС полыхает зарево. Не по себе стало. А что делать? Вперед! Какие там защитные спецсредства…» – вспоминает Сергей Васильевич.


К разговору подключается Валентина Холявко. Рассказывает, как 1 мая власти сгоняли народ на демонстрацию, хотя все уже обо всем прекрасно знали, да и в самом Коростене деревья пожелтели и пожухли от радиации. Надо ли удивляться, что у всех запорожских дачников-чернобыльцев – вторая и третья группы инвалидности (те, у кого была первая, давно отошли в мир иной). Героями себя не считают, но по сути – герои. Так как приняли на себя самый первый и самый тяжелый удар. Понимая при этом, на что идут.        

     

Среди них много тех, кого принято называть мастерами на все руки. У обоих товариществ – общее хозяйство: силовой трансформатор, насосная станция, система подземной электропроводки. Древние электродвижки мы ремонтируем, конечно, сообща, но без рукастых башковитых соседей справляться было бы куда сложнее. Тем более что поломки случаются часто и, как всегда, в самый неподходящий момент.

 

Но перед кем я попросту благоговею, так это перед Виктором Ивановичем Корякиным. У него два участка (итого 20 соток), а управляется с ними он в одиночку. Причем порядок и там, и там – практически идеальный. Иваныч находит чем заняться на даче даже зимой, когда добираться туда – проблема. А в теплое время года он здесь только что не ночует. Можно, говорит, и ночевать, однако зачем, если саму «фазенду» видно из окон квартиры в многоэтажке на Никопольском повороте. У него растет и дает неплохой урожай все то, чему положено расти в наших краях при должном уходе.

 

Вы не поверите, но официальная власть в лице великих местных начальников областного, городского, районного и поселкового уровней – что при Кучме, что при Ющенко, что при Януковиче – пальцем не пошевелила для того, чтобы помочь бывшим ликвидаторам ядерной аварии провести на участки свет и воду, обеспечить их стройматериалами. Хотя те обращались. И не единожды. «Даже наделы себе сами меряли, сами нарезали и оформляли», – вспоминает Светлана Васильевна. Есть, правда, надежда на то, что нынешний городской голова Запорожья Владимир Буряк откликнется на челобитную чернобыльцев и подсобит им в выделении металлургических шлаков для засыпки грунтовых дорог, ведущих к садовому товариществу от дальних асфальтированных трасс (после дождей, чтоб вы знали, грунтовка превращается в пластилин, в котором по бампер вязнет автотранспорт). С такой просьбой накануне «круглой» даты к мэру обратился председатель общественной организации «Союз Чернобыль» Сергей Ермаков, он же пайщик одноименного садового товарищества, он же ветеран войны в Афганистане.

 

 

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ