Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Несовместимые понятия

Несовместимые понятия

Категорія: Позиція » Статті » Головна тема
Несовместимые понятия Много, как говорится, атомов с тех пор утекло, но мир не может забыть чернобыльских событий 30-летней давности. Это была величайшая техногенная катастрофа с тяжелейшими последствиями. С горечью можно констатировать, что и сегодня в атомной энергетике Украины довольно таки удручающая ситуация.

Нашей стране от СССР досталось пять АЭС – Чернобыльская, Ровенская, Южно-Украинская, Запорожская и недостроенная Хмельницкая. Чернобыльская АЭС окончательно заглушена в 2000 году. Строительство 5-го и 6-го энергоблоков отменено. Хмельницкая АЭС так и стоит недостроенной. Оставшиеся три станции работают. Но работают так, что спокойно в их сторону смотреть сложно. Время от времени в СМИ появляются пугающие новости то об аварийных остановках на АЭС, то переключениях энергоблоков. Пресс-служба атомщиков моментально на них реагирует, публикуя опровержения, что, мол, у нас все спокойно и потерь нет. Но дыма ведь без огня не бывает?


Известно, что на украинские АЭС завезено топливо от «Вестингауза», вопреки предостережениям специалистов о том, что применение ТВС от этой американской ядерной компании предполагает изменение систем реакторной установки, в частности, модификации системы внутриреакторного контроля, что чревато необратимыми последствиями. Ведь украинские реакторы устроены строго под ТВЭЛы российского производства.


Постоянное маневрирование устаревшими энергоблоками украинских АЭС может привести к авариям, вполне сопоставимым с Чернобыльской трагедией, потому что предел прочности есть у любой техники.


Плановый срок эксплуатации большинства атомных энергоблоков в Украине закончился, однако их продолжают использовать, продлевая срок службы, и не особо заморачиваясь консультациями с МАГАТЭ и «Энергоатомом России». А часть реакторов на Ровенской и Южно-Украинской атомных станциях работают сверхпроектный период.


Закладывая в реакторы нестандартное топливо, навязанное американскими «друзьями», изменяя мощность и рабочие режимы станций, наши кормчие руководствуются по большей части политическими мотивами взамен здоровому прагматизму. Эксперимент – это сложный процесс. К чему он привел на Чернобыльской АЭС, мы вспоминаем уже 30 лет. Наблюдая сегодняшние испытания в атомной энергетике, можно считать, что уроки Чернобыля ничему не научили.


Атом, каким бы он ни был мирным, должен стоять вне политики. И дело не в том, что Чернобыль рванул из-за советского разгильдяйства – трагедия на Фукусиме показала, что беда не выбирает место, время и государство. Японцы, стоящие в авангарде мировых технологий, справились с последствиями аварии, наш же атомный воз, нагруженный застаревшим оборудованием, пытаются развалить опытным путем, против которого, кстати, в марте выступил Профессиональный союз работников атомной энергетики и промышленности Украины. 


Профессионалы знают, что манипулятивно использовать атомную энергетику, это то же самое, что играть с огнем – все равно рано или поздно обожжешься. Атом и политика – понятия несовместимые.