Реєстрація    Увійти
Авторизація

Не сложилось

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Не сложилось

Как мы писали, на прошлой неделе, 18 мая, закончила свою работу миссия МВФ в Украине. В итоге денег не дали, чего хотят – непонятно. Правда, уезжая, пообещали подумать до июля. Однако результаты переговоров по выделению транша известны лишь посвященным, и интрига сохранится до обнародования нового меморандума.

 

Тогда мы сможем увидеть результат торга между новой правительственной командой и миссионерами МВФ. Желания последних можно предугадать по последним известным замечаниям – отчету рабочей группы Фонда, подготовленному его же экспертами в январе 2016 г. Тогда они забраковали бюджет-2016, налоговые новации Минфина–Южаниной, рекомендовали отменить льготы для АПК и свести «упрощенку» до одной группы физлиц с крошечным оборотом.


Вероятно, все эти вопросы поднимались и во время нынешних переговоров. Особое беспокойство МВФ вызвали дефицит Пенсионного фонда в 145 млрд грн и способность Украины финансировать выплату внешних долгов. В то же время в парламенте появился очередной «пакет МВФ» – законопроекты, на которых якобы настаивает Фонд, хотя на самом деле, по всей видимости, их протягивает Кабмин под видом требований Лагард.


 

На запах денег


Забавляет неясность с количеством этих проектов. Первый вице-премьер, министр экономразвития и торговли Украины Степан Кубив назвал цифру 14, потом изменил на 12. Заместитель главы АП Дмитрий Шимкив в свою очередь заявил: «Украине необходимо принять 19 законопроектов для получения нового транша от МВФ». Ну а спикер Андрей Парубий дал комментарий, что Верховная Рада готовится принять 15 законов из «пакета МВФ» (в котором, по версии Кубива, их от 12 до 14).


Даже поверхностный взгляд на некоторые из уже оглашенных законопроектов «МВФовского пакета» вызывает смутные сомнения в том, что Фонд имеет к ним какое-то отношение.

 

Например, законопроект №4510 позволяет назначить большее количество заместителей председателя ГФС, чем ныне предусмотрено. Понятно, что еще не все специалисты из Винницкой области достойно трудоустроены. Но при чемздесь МВФ? Разве Лагард не безразлично, сколько заместителей у Насирова? Насколько известно, к налоговой у Фонда одно требование: четко собирать налоги, максимально наполнять казну и выдерживать параметры согласованного дефицита госбюджета (должно быть 3,6% ВВП, сейчас – 4,5%). А сколько заместителей будут суетиться, это сугубо внутреннее дело.


То же и по повышению пенсионного возраста. Не требует МВФ ничего такого, его установка – снизить долги ПФна конец года. А как Украина этого достигнет – вопросы к правительству и Минфину.


Еще один пакетный законопроект №4525 об исключении из перечня объектов госсобственности, не подлежащих приватизации, госпредприятия «Укренергоналадкавимірювання» (г. Киев), «Дніпровибухпром» (г. Вышгород), филиала госпредприятия НИИ энергетики (г. Запорожье) и института «Укрдіпрогазоочистка». Интересно посмотреть на лица миссионеров МВФ, которые попытаются это прочитать. Даже не вслух, а про себя и латинскими буквами.


Сюда же законопроект №4536 – исключить 374 объекта сельхозотрасли из списка не подлежащих приватизации. Наверняка кто-то хочет прикупить немного предприятий сельскохозяйственной и транспортной отраслей.


Следует напомнить, что Международный валютный фонд – это макрофинансовая организация, и проблемой приватизации разных канализационных коллекторов и зерновых складов не занимается. Более того – не интересуется. Фонду главное, чтобы госбюджет был сбалансирован. Поэтому исмотрит, какие у нас основные налоги, какова их собираемость, где потери и как их компенсировать.


 

«Капризы» Фонда


МВФ удовлетворят только выполнение его условий. И пока нет меморандума, о них можно только догадываться. Хотя по инсайдерским источникам уже известно, что Фонду не нравится, что Украина снизила до 22% единый соцвзнос. МВФ считает, что в результате бюджет потеряет в 2016 году слишком много доходов, и настаивал на повышении ЕСВ до 28%.

Кредиторов также раздражают льготы для АПК и «упрощенка». Они стандартно требуют перевести все сельское хозяйство на общую налоговую систему и радикально сократить «упрощенку», дабы не терять доходов бюджета. В частности, требует все свести к одной группе (вместо четырех) с объемом реализации до 2 млн грн в год и не больше, а также снять с упрощенной системы всех юрлиц. В отчете содержится мысль о том, что схема, когда компании заключают договора с наемными работниками как частными предпринимателями, хотя они фактически работают на предприятии, разоряет бюджет. Так что готовьтесь…


Как обычно, МВФ хочет увеличения акцизов на пиво, табак и алкоголь. Настоятельно рекомендует поднять налог на прибыль предприятий с 18% до 20%, налог на доходы физлиц – до 25%, причем при заработке свыше 15 тыс. грн, а также ввести НДС 21% на все, включая лекарства (сейчас на лекарства 7%). Заметим, не об упрощенной регистрации западных препаратов идет речь, а о налоге. И как это донести до народа, уже шокированного повышением тарифов на коммунальные услуги?


Понятно, что требования МВФ – это пока предмет переговоров. Посмотрим до июля, сумеют ли переговорщики отстоять интересы своих сограждан.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наталья ЕЛИСЕЕВА