Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » В Польшу за опытом

В Польшу за опытом

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
В Польшу за опытом

В мае состоялся рабочий визит представителей трех объединенных территориальных громад Запорожской обл. (Веселовской, Воскресеновской (Чапаевской), Берестовской – ред.) в Силезское воеводство, расположенное на юге Польши.

 

В ходе поездки члены делегации ознакомились с системой организации власти в стране, ее административно-территориальным устройством, узнали об опыте взаимодействия между органами местного самоуправления и исполнительной ветвью власти.

 

Возглавил делегацию председатель постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления и административно-территориального устройства, депутат областного совета Дмитрий Майстро. Сегодня – он гость ПОЗИЦИИ.


– Совсем недавно Вы вернулись из Польши. Что дала Вам эта поездка? Как оцениваете ее итоги?


– Мы ездили туда перенимать опыт, посмотреть, каких успехов достигла Польша на пути внедрения децентрализации. Главным объектом нашего интереса стали гмины (волости) – там это базовый уровень в системе местного самоуправления. Есть гмины городские и сельские. Мы сделали акцент на последних. Объясню почему. Прежде всего, нас заинтересовали школы. Довелось побывать в таких, где занимаются как по шестьдесят, так и по двести детей. Примечательно, что никому не приходит в голову ликвидировать малокомплектные учебные заведения. В каждом из них есть крытый спортивный зал, искусственное футбольное поле, бассейн. Для многих людей, живущих на территориях, это едва ли не главное препятствие к объединению – боязнь того, что в селах закроют школы.


Второй момент, привлекший наше внимание – это добровольная пожарная служба. В ее составе – обыкновенные сельские жители. У каждого есть своя работа, но, если возникает необходимость, они по первому зову бросаются на борьбу с огнем. При этом никто никаких денег не получает.

 

Это только два ценных наблюдения из того положительного опыта, который мы вынесли из поездки.


Если же говорить об итогах в целом – мы хотели, чтобы представители громад своими глазами увидели тот эффект, который может дать объединение. И этой цели достигли.


– По Вашему мнению, что из польских наработок можно использовать в наших реалиях?

 

– В каждой гмине, будь она городская или сельская, заботятся о жителях. Как пример я уже приводил школы. Это – первое. Второе – поляки активно развивают культуру. У каждой гмины есть своя изюминка, из чего стараются извлечь максимум выгоды. Третий аспект – финансовый. Люди, живущие в гминах, ведут большую работу по привлечению инвестиций – пишут проекты, выигрывают гранты. Есть это и в наших громадах, только не в таких объемах как в Польше. Если надо, берут кредиты, под смешные, по нашим меркам 1,5–3% годовых. Только не «проедают» средства, а делают долгосрочные вложения на перспективу.


– Можно ли сказать, что польская модель децентрализации для нас оптимальна?


– В целом, да! Но я бы сказал, что она нуждается в некоторой адаптации. Не будем забывать, что в Польше децентрализация была поэтапной, у нас же хотят получить все, и как можно быстрее.


Сейчас в Запорожской области шесть объединенных громад. К ним присматриваются, анализируют, как они живут. И если люди увидят перспективу, процесс децентрализации имеет шанс на успешное завершение.


– На Ваш взгляд, что мешает тому, чтобы децентрализация в Украине внедрялась более интенсивно?


– В этой проблеме несколько составляющих. Первая – отсутствие политической воли на самом верху, необходимой, чтобы начатое довести до конца. Изменения в Конституцию так и не приняли.


Чтобы реформа заработала в полную силу, надо принять 500 законов, но этого не сделано. Громады работают в правовом вакууме, нормальной законодательной базы нет. Выходит, что сначала мы делаем громады, а потом законы. Однако нужно наоборот.


Второе – непонимание сути реформы на местах и пресловутый человеческий фактор. Считаю, что разъяснительная работа должна быть усилена.


Наконец, третье… Государство пообещало громадам финансовую помощь из бюджета. На бумаге шести громадам Запорожской области выделено 40 млн грн. Уже начало июня, но до сих пор люди не получили ни копейки. А эти средства нужно еще и освоить.


– У нас есть разработанная Кабмином концепция децентрализации. Но на государственном уровне пожелания обычных людей на этот счет никогда не озвучиваются. Как Вы считаете, почему?


– Это очень большая проблема. Сегодня центральная власть советуется с кем угодно – с Европой, Америкой, МВФ, но только не с гражданами.


Я, например, как депутат областного совета и юрист убежден – все изменения, которые вносятся в Конституцию, должны обсуждаться только на референдуме. К сожалению, так не происходит. Диалога власти и народа в плане видения реформ сегодня нет. И пока он не будет налажен, говорить о качественных изменениях в жизни страны – невозможно.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Олег ВАЛИК