Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Алхимия фармации

Алхимия фармации

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Алхимия фармации

Кабмин Украины на прошлой неделе принял закон №4484 об упрощении регистрации лекарств, закупаемых через международные организации, а также тех, которые зарегистрированы компетентными органами стран с суровой регуляторной системой (Швейцария, Япония, Австралия, Канада, США).

 

Упрощенная схема будет действовать и для препаратов, зарегистрированных Европейским агентством по лекарственным средствам (European Medicines Agency). Как говорится в тексте законопроекта, предусматривается «сократить срок принятия МОЗ Украины решения о государственной регистрации всех лекарственных средств до 10 рабочих дней (вместо месячного срока)».


Что плохого в том, чтобы качественные западные препараты приходили в Украину напрямую, а не через карманы ушлых регистраторов из Минздрава? Ведь это и есть попытка снизить цены. Но не в данном случае.


Импортных препаратов станет больше, но цены на них вряд ли снизятся. Ибо МВФ интересует не сертификация пилюль, а повышение НДС на них. Глава Кабмина Владимир Гройсман, под предлогом «требования МВФ», заявил о решении отменить сертификацию лекарств на Кабмине в первый же день своего премьерства, мол, это позволит снизить стоимость импортных препаратов на 30–40%. Однако МВФ настаивает на отмене льготной ставки НДС на поставку лекарственных средств, которая нынче составляет 7%, и хочет ее повышения до 21%. Это проистекает из формулировок, изложенных в отчете рабочей группы Фонда, поэтому не нужно кое-кому выдавать за просьбу МВФ законопроект №4484, позволяющий не перерегистрировать в Украине лекарства, которые прошли сертификацию и используются в США и странах Европейского союза.


Так что насчет снижения стоимости – это вряд ли, поскольку цену лекарств определяет не столько упрощенная регистрация, сколько уровень налогообложения в стране. Нас ждет повышение цен на лекарства на 40–50%, так как увеличение ставки НДС при импорте тянет вверх и другие налоги.


Обычно отмены придирчивой сертификации лекарств ведущих западных стран с более высоким уровнем медицины кредиторы требуют от всех недоразвитых и коррумпированных стран третьего мира. Для африканских и латиноамериканских государств, которые не производят никакой фармацевтики, кроме как знахарских снадобий «на все случаи жизни», сертификация импортных препаратов местными чиновниками является разновидностью грабежа транснациональными корпорациями. В Украине же это всегда выглядело как защита отечественного товаропроизводителя.


Наша страна пока еще остается крупным производителем фармпрепаратов и медоборудования. Именно потому, что у нас регистрация иностранных лекарств была сопряжена с невероятными бюрократическими трудностями и обязательной коррупционной составляющей, многие фармацевтические концерны отказывались завозить продукцию из-за рубежа и соглашались производить ее на наших фармпредприятиях из импортного сырья.


Подобный метод работы раздражающе действовал на европейских производителей лекарственных форм. Поэтому они через свои каналы в правительствах и Евросоюзе постоянно продвигали тему упрощения или отмены регистрации западных лекарств. Этот вопрос ставился еще на старте переговоров об ассоциации – во времена Виктора Януковича. Потом им озадачили Арсения Яценюка, но он не решился ссориться с отечественным фарм-сообществом и лишь позволил Квиташвили отменить обязательную перерегистрацию лекарств, которую производители проходили каждые пять лет. И только благодаря Владимиру Гройсману осуществились давние чаяния западных фармацевтических концернов. И именно он конкретно лоббирует их интересы.


То, что на полках аптек появятся лекарства известных марок, выпущенные не у нас, а на Западе, это, безусловно, позитив для потребителя. Однако гарантировать, что по качеству они будут аналогичны тем, которые лежат на полках европейских аптек, тоже нельзя. Как правильно отметил руководитель общественной организации «Медицинский контроль» Игорь Щедрин, даже в США требования к препаратам, предназначенным для внутреннего рынка и на экспорт, разные. Более того, они отличаются еще и в зависимости от того, для каких именно рынков готовится препарат. Другими словами, антибиотик для пакистанцев, выпущенный известной западной компанией, и антибиотик для, скажем, европейцев могут отличаться и по цене, и по содержимому.


Так что в сухом остатке имеем лишь перераспределение финансовых потоков от отечественных фармацевтических олигархов к транснациональным корпорациям. При этом государство лишает себя возможности контролировать качество поступающей фармацевтической продукции из-за рубежа. Фармацевтические олигархи, конечно, будут недовольны, закажут «черный пиар» своим конкурентам и будут всячески ставить им палки в колеса. И первое, что они попытаются сделать, – остановить подписание закона президентом.