Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Сам погибай, а товарища выручай!

Сам погибай, а товарища выручай!

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Сам погибай, а товарища выручай!
Как мало мы знаем о своих героях! И как замечательно, что сегодня их имена появились в названиях запорожских улиц. Среди них – имя летчика-истребителя, командира эскадрильи Спартака Маковского. Военный ас был удостоен орденов Ленина, Красного Знамени (трижды), Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Александра Невского, медали «Золотая Звезда» и других.
 

Родился Спартак Маковский 27 ноября 1920 года в городе Павлодар (Казахстан), в семье рабочего. Окончил 7 классов в городе Запорожье. Работал на заводе «Запорожсталь», учился в аэроклубе. С 1937 года – в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков.


Маковский попал на фронт лишь в апреле 1943 года. Сама судьба закалила этого мужественного человека, сразу бросив его в огонь самого жестокого воздушного сражения – в битву на Кубани. За 2 года своей фронтовой жизни он совершил, как минимум, 3 высочайших подвига, каждый из которых достоин высшей награды.


Через три недели после прибытия на фронт, 8 мая 1943 года, он таранил вражеский истребитель и на сильно поврежденной машине сумел совершить посадку.


В январе 1944 года страна услышала в сводке Совинформбюро гордое имя – Спартак.


3 января 1944 года командир 1-й эскадрильи 43-го истребительного авиаполка лейтенант Спартак Маковский повел группу на штурмовку вражеского аэродрома в районе Апостолово.


Специалистами по штурмовке считались 812-й и 43-й авиаполки. Именно им чаще всего поручали наносить внезапные удары по вражеским аэродромам.


В воздушном бою над аэродромом Апостолово было сбито 4 и на земле во время штурмовки уничтожено 3 самолета противника.


Потом атаковали переправу на Днепре. Зенитки открыли сильный огонь. За самолетом ведомого командира, младшего лейтенанта Виктора Кузнецова потянулся шлейф дыма. Подбитая машина падала на территорию, занятую противником...


Кузнецов пошел на посадку и с трудом посадил самолет в развилке двух дорог. По этим двум дорогам, примерно в 1,5–2 км от места посадки самолета пешком двигались немецкие войска. Они побежали к самолету и даже не стреляли – добыча была очевидной. С высоты Маковский видел, как Кузнецов выбрался из самолета. Времени на раздумья не оставалось. Он понимал, что рискует жизнью, но иначе поступить не мог.


«Сам погибай, а товарища выручай!» – словно приказал Спартаку властный внутренний голос. Он сделал круг на малой высоте, ударил по бегущим немцам из пулеметов и заставил их залечь. Зашел на посадку, чтобы приземлиться рядом с Виктором, но вдруг увидел, что поле пересекает линия связи. Быстро сориентировался, пошел на второй круг и совершил посадку рядом с Кузнецовым. Крикнул:


– Садись быстрее! Левую ногу – в кабину, голову – под козырек. Да крепче держись руками за поручни прицела. Быстрее, Витя, иду на взлет!


В тесной одноместной кабине поместилась только одна нога Виктора. Его голова закрыла Маковскому приборную доску. Вражеские войска приблизились и открыли по ним автоматный огонь. До самолета оставалось не более 100 метров. Надрывно гудя, перегруженный самолет с трудом оторвался от земли и взлетел над головами немцев, унося двоих пилотов на свой аэродром.


Оставшиеся 6 самолетов эскадрильи совершили посадку без командира и его ведомого. Люди на аэродроме в тревоге вглядывались в небо. Потом послышался гул и показался самолет. Когда Маковский заходил на посадку, трудно было понять что с самолетом. Высказывали предположение, что в воздухе сорвало капот. После посадки все стало ясно.


Самолет еще не успел подрулить к стоянке, как был окружен чуть ли не всем личным составом полка. Боевых друзей вынесли из кабины на руках. Виктора, получившего ушиб ноги, отправили в санчасть, а Спартака бросились обнимать и долго качали.


Свои последние победы Спартак Маковский одержал в апреле 1945 года, сбив над Берлином несколько вражеских самолетов.


В период войны Спартак Маковский совершил 216 боевых вылетов, провел 76 воздушных боев, сбил лично 30 и в группе 7 самолетов противника. Его считали не только отважным воином, но и хорошим организатором в бою и в руководстве эскадрильей.