Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Встать! Новый суд идет

Встать! Новый суд идет

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Встать! Новый суд идет

На минувшей неделе парламент дал старт судебной реформе в Украине – давно востребованной и поддержанной как политиками, так и общественниками, и внутри страны, и в международном сообществе. Процесс принятия масштабных законодательных новшеств также подтвердил принципиальную готовность политикума к дальнейшим конституционным преобразованиям.

 

«5 тысяч из 7 тысяч судей будут отправлены в отставку!» – ликует в своем интернет-блоге министр внутренних дел Арсен Аваков. Чиновник радуется не столько как правоохранитель, сколько как политик: незадолго до этого его политсила «Народный фронт» в сессионном зале образцово-показательно проголосовала за законопроекты судебной реформы почти единогласно.


Министр добавляет к своему резюме по судебной реформе еще один тезис: суды будут «пересобраны» заново – с набором кадров с нуля, без переводов, по конкурсу. На этом высокопоставленный госслужащий ставит точку в описании нововведений. Что ж, как и для министра, для обычного гражданина этих двух характеристик достаточно: они с определенными поправками могут сойти за ожидаемую «перезагрузку» судебной системы. Однако это далеко не все.


Судебная система будет иметь три уровня: местные, апелляционные суды и Верховный Суд. Последний заменит собой ныне существующие высшие специализированные суды. Это поможет, как считают авторы закона, в том числе, избавиться от противоречащих друг другу решений судов самой высокой инстанции.


Судьи пройдут через сито различных проверок, например, должны будут задекларировать не только свои доходы, но и родственные связи с чиновниками, политиками, правоохранителями и т. д. Ужесточится также возрастной ценз – мантию можно будет надеть только с 30 лет и с 5-летним багажом юридического стажа. Вместе с тем, после полноценного запуска реформы судьями будут становиться сразу бессрочно (сейчас, после 5 лет «испытательного срока» – пожизненно). А функции назначения, перевода, увольнения судей в большей мере перейдет в руки самих судей. Если сегодня на эти вопросы влияют президент и Верховная Рада, то в будущем решающее слово будет за вновь созданным Высшим советом правосудия, куда войдут 11 представителей судейского корпуса и по два представителя от президента, Верховной Рады, прокуратуры, адвокатов и ученого сообщества. Это должно обеспечить независимость судебной ветви власти от политиков, и это соответствует европейскому принципу главенства самих судей. Однако нельзя не заметить, что влияние общества на формирование единственной лишь судебной ветви власти становится совсем уж опосредованным. Судебная власть будет иметь все шансы окуклиться, замкнуться сама в себе.


Надо 300? Будет 335


Тем не менее, о старте судейской реформы все же позитивно отозвалось большинство экспертов, а Рада дала невиданные давно 335 голосов за внесение изменений относительно реформирования судов в Конституцию (при необходимых 300-х).


Сопротивление реформе (а точнее – реформе в таком ее виде) традиционно попытались оказать стоящие в оппозиции к президенту «Батькивщина», РПЛ, «Самопомощь». Правда, и голосование всех трех фракций в поддержку судебных законопроектов не стало бы неожиданностью. «Батькивщина» все-таки дала голоса «за», хоть и с оговорками. РПЛ и «Самопомощь» колебались до самого последнего момента.


Главная заявленная претензия «Самопомощи» действительно касается одного из спорных моментов реформы. При задекларированной независимости и аполитичности судов принятые законопроекты предполагают двухлетний переходный период, в течение которого судебная власть в значительной мере окажется в руках президента: до самой реформы он сможет «перетасовывать» суды и судей. Хотя впоследствии суды будут преобразовываться и формироваться независимо от других ветвей власти, к моменту «перезагрузки» президент и его окружение смогут подвести «нужных» судей. А там им уже «грозит» пожизненный срок.


Мушкетеры короля


Реального эффекта от запущенных изменений стоит ждать лишь через несколько лет, однако события прошлой недели в ВР имели и сиюминутные результаты. Не секрет, что голосование по данной реформе, в особенности по внесению изменений в Конституцию, было своеобразным смотром сил, если не верных президенту, то лояльных и готовых идти на уступки. Даже в конституционных вопросах. Внесение правок об «особом статусе» отдельных районов Донбасса маячит на горизонте – и президенту нужны 300 штыков, способных поддержать непопулярные изменения в Основной закон. Даже если голосование будет откладываться вновь и вновь.


335 нардепов продемонстрировали свою «сговорчивость». Президентская свита показала, что способна координировать такие сложные масштабные процессы. Хоть и с привлечением «тяжелой артиллерии»: на историческом заседании парламента присутствовали (а до того, безусловно, непосредственно принимали участие в «мотивировании» депутатов) не только президент и премьер-министр, но высшее руководство АП, Кабмин в полном составе и даже экс-премьер Арсений Яценюк.


А в своих словах, адресованных парламенту, Петр Порошенко неоднократно упоминал «судебную реформу» и «конституционную реформу» через запятую, а то и со знаком равенства. Как будто намекая, что «по 300 и больше» парламент будет собираться нередко.

 
 

Дмитрий ЕГОРОВ