Реєстрація    Увійти
Авторизація

Ничто не ново

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Ничто не ново

События последней недели в жизни у Сергея Лещенко и Мустафы Найема, нардепов (а также журналистов в прошлом и, наверное, в будущем) – как на ладони, благодаря активному использованию ими соцсетей. События – интересные и важные для страны.

 

Во-первых, разоблачение американского политтехнолога Пола Манафорта и заодно ВО «Свобода», получавших, судя по бумагам, деньги из так называемой «черной кассы» Партии регионов. Американец уже поплатился за свои былые дела, покинув команду кандидата в президенты США Дональда Трампа. Во-вторых, борьба с Генпрокуратурой на стороне НАБУ. Два «медийных депутата» не только информационно защищают бюро, но и вышли на пикет. Сергей Лещенко даже особо обозначил, что граждане Украины по примеру своих народных избранников должны быть готовы к уличным протестам.


Что там с партией?


За такой активностью стало забываться, что еще месяц назад и Сергей Лещенко, и Мустафа Найем вошли в руководство «перезагруженной» партии «Демократический Альянс» (перезагруженной именно под них). Ничто не выдает в деятельности нардепов партийную принадлежность. На акциях нет флажков и значков, в публикациях нет упоминания политического объединения. Нет никаких оснований также полагать, что их силы сосредоточены на негласном и неблагодарном, но таком важном партийном строительстве. Фактически, едва стихли аплодисменты на съезде «Демальянса», группа «еврооптимистов» снова стала тем, кем была: группой влияния, клубом читаемых и очень осведомленных авторов... которые все же к политике имеют опосредованное отношение. Точнее так: опосредованный интерес.


А между тем для «Демальянса» такой симбиоз был хоть и не жизненно важным, но переломным. Партия могла бы обойтись без VIP-персон и тем самым сохранить чистоту рядов, хотя и рисковала так и не войти в большую политику. Однако партия решила принять тяжеловесов, причем сразу – в руководство.


Тяжеловесы хороши в борьбе, но они очень плохи, если пытаться просто удержаться на плаву. А именно так сейчас все и происходит (по крайней мере, выглядит): тяжеловесы Лещенко и Найем по старой привычке самостоятельно борются, а партия тем временем пытается куда-то выплыть.


Процентный дефицит


Рядом с «Демальянсом»-«еврооптимистами» на очень небольшом электоральном пяточке либерализма пытается приютиться так называемая «партия Саакашвили». Сейчас ее все чаще называют «партией Касько-Сакварелидзе-Чумака», а в июле идеологи даже озвучили «имя собственное» – «Хвиля» или «Волна». Экс-прокуроры и нардеп сознательно не пошли в структуры «Демальянса», анонсировав построение политической силы с нуля. Однако и их деятельность в партстроительстве не ушла даже настолько далеко, как у Лещенко и Найема.


Юрий Романенко, основатель информационно-аналитического проекта «Хвиля», ревностно отнесся к такому «плагиату» названия. Впрочем, его критика одноименного политпроекта (и их попутчиков из «Демальянса» заодно) вполне объективна: «Эти политические силы делают ставку на либерализм в чистом виде. То есть, намерены бороться за 10% электората, который к тому же будут растаскивать другие партии». По оценке аналитика, 80–90% украинских избирателей не готовы воспринять ни один из ключевых либеральных тезисов, которые могли бы поднять как флаг эти политсилы: от приватизации госпредприятий до легализации, скажем, легких наркотиков.


Кроме того, отмечает Романенко, «партия Саакашвили» слаба организационно, не имеет в достаточном количестве профессиональных функционеров, менеджеров: «Непонятно, как можно собрать и защитить голоса на выборах без хороших орговиков. Организационная слабость усиливает зависимость от ТВ и админресурса, а это требует дополнительных ресурсов и ограничивает политический маневр, поскольку начинает проявляться зависимость от олигархов. Сегодня возле Саакашвили в Украине нет таких фигур, как Каха Бендукидзе, которые сумели создать позитивную повестку дня в Грузии».


Гипотеза Романенко уже нашла подтверждение на практике: одесский губернатор, некогда лидер электоральных симпатий, быстро утратил рейтинг после исчерпания ресурсов для дальнейших гастролей «Руху за очищення» и после резкой утраты к этим гастролям интереса СМИ.


Новые против вечно молодых


Еще в июле обе группы «новых политиков» продуцировали интригу: кто войдет, кто возглавит, кто профинансирует. Но уже тогда политолог Владимир Фесенко не давал даже объединенным силам «демальянсовцев», «еврооптимистов» и «украинских грузинов» больше 10%. Хотя бы потому, что на этом же поле «новых либеральных» частично играет «вечно молодая» «Самопомощь», построенная снизу «Сила людей», познавшая в 2015-м первые региональные успехи, и т.д.


Теперь о потенциале «новых партий» говорить еще сложнее. Ввиду все той же пассивности и отсутствия работы именно в партийном векторе. И проект «Демальянса»-Лещенко-Найема, и «Хвиля» будто замерли в ожидании то ли команды, то ли стартового выстрела. По словам политолога Ирины Бекешкиной, первым точно необходим узнаваемый лидер (у вторых уже есть Саакашвили). Но на эту роль пока не подходит никто из нынешних руководителей партии, включая широко известных в узких кругах нардепов-журналистов. К удивлению многих интересующихся политикой людей, Лещенко и Найема мало знают вне аудитории шоу Шустера и Фейсбука. А для собственного позиционирования именно в качестве политических «вождей» они пока ничего не делают – возможно из-за нежелания менять достаточно комфортный статус-кво.


При таком подходе запрос украинцев на новые партии (а его поддерживают до 2/3 сограждан!) будет удовлетворен очередным «эрзацем»: нет никаких сомнений в том, что один-два проекта под новыми флагами выведет Администрация президента. Очень вероятно, что заново перекрасится «Народный фронт» – теперь под Арсена Авакова, например. Ну и «прокачает» свою новую партию, играющую по старым правилам олигарх Игорь Коломойский.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дмитрий ЕГОРОВ