Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Госбюджет. План роста или план обмана?

Госбюджет. План роста или план обмана?

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Госбюджет. План роста или план обмана? В конце минувшей недели Кабинет министров внес в Верховную Раду проект Государственного бюджета Украины на 2017 год, лишь на день опоздав после установленного законом «дедлайна» 15 сентября.
 

Основные показатели главного финансового документа страны мало чем отличаются от цифр на 2016 год. Согласно проекта Закона «О Государственном бюджете Украины на 2017 год», государственные доходы запланированы на уровне 706,3 млрд грн. Расходы же должны составить 775,3 млрд грн. В действующем госбюджете прописывали соответственно 601,9 млрд грн и 674,5 млрд грн. Как мы видим, доходы и расходы выросли примерно равными темпами: на 17% и 15% соответственно.

 

 

Таким образом, дефицит Госбюджета-2017 в первоначальном варианте проекта составляет 77,5 млрд грн или немногим менее «психологической отметки» в 3% ВВП. Иначе выглядит другое сравнение: 10% наших расходов не будут покрываться нашими доходами.

 

 

В бюджетном планировании на уровне государства дефицит не является чем-то из ряда вон выходящим: многие госбюджеты оказываются дефицитными. Однако необходимо и осознавать, что превышенные расходы так или иначе придется компенсировать: как правило, допечатыванием национальной валюты, которое влечет за собой рост инфляции, или получением займов извне, что означает увеличение госдолга и перекладывание сегодняшних финансовых трудностей на будущие годы. К слову, Кабмин установил размер предельно допустимого государственного долга на уровне 66% ВВП! То есть общая задолженность страны составит 2/3 всего произведенного ею продукта.

 

 

При этом правительство планирует рост экономики на 3% ВВП. Хотя, как мы видим, соотношение доходов и расходов от этого значительно не поменяется.

 

Много на оборону, мало на... армию

 

 

Кабмин планирует трижды за 2017-й год повышать соцстандарты, причем первое повышение провести уже 1 января: в этот день прожиточный минимум установится на уровне 1544 грн. С 1 мая запланировано повышение до 1624 грн, а с 1 декабря – до 1700 грн. Прожиточный минимум для трудоспособных лиц с 1 января могут принять равным 1600 грн, с 1 мая – 1684 грн, с 1 декабря – 1762 грн.

 

 

Так называемый «оборонный» бюджет запланирован на уровне 129,3 млрд грн. Это – 5% ВВП, еще одна «психологическая отметка». Власть и лично президент Петр Порошенко акцентируют внимание на том, что воюющая страна должна тратить такую долю ВВП на нужды армии, тем более в противостоянии с более сильным противником. Этот тезис соответствует существующей практике – действительно страны с горячими вооруженными конфликтами вынуждены столько тратить на вооруженные силы. Однако ПОЗИЦИЯ, анализируя «оборонный» бюджет в 2016 году, уже обращала внимание на то, что в этом понятии зачастую объединяют затраты на «безопасность и оборону», т.е. в том числе на МВД, СБУ и другие силовые структуры. И это, конечно, совсем не то же самое, что бюджет на армию. Даже с учетом содержания тех подразделений в АТО, которые подчинены МВД.

 

 

Реальный оборонный бюджет (Минобороны, в т.ч. Главное управление разведки, Госспецтрансслужба и Национальная гвардия) составляет около 80 млрд грн, т.е. 3,1% ВВП. Об этом прямо сказано в официальных документах Кабмина. Но у ПОЗИЦИИ свой вопрос к строке «военного бюджета»: мы все же планируем развиваться, повышать ВВП, уровень жизни или и дальше воевать? Тогда скажите об этом народу прямо. Ведь главное – это уверенность в будущем, правда?

 

Ложь, вранье и провокация?

 

 

Оппозиция уже выступила с крайне острой критикой проекта Госбюджета-2017. Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко сказала, что на рассмотрение парламента вынесен «нечестный бюджет, это бюджет обмана и бюджет дальнейшей стратегии бедности в стране». По ее мнению, социальные стандарты: минимальные зарплаты и пенсии, прожиточный минимум – будут расти недостаточными темпами, их рост не будет успевать за инфляцией и ростом цен. При этом ожидается увеличение объема собираемых налогов.

 

 

Олег Ляшко, лидер Радикальной партии, на своей странице в Фейсбуке припомнил премьер-министру Владимиру Гройсману обещанные последним заметные преобразования в пенсионном обеспечении и оплате труда: «Добавить 160 гривен до минимальной зарплаты – это, по мнению правительства, масштабная реформа оплаты труда? Пусть себе такую реформу засунут в…».

 

 

Эпатажный политик держит интригу, куда именно должен отправиться проект госбюджета. Однако правительство Гройсмана едва ли не первым в истории Украины может поплатиться за проект, не удовлетворяющий парламентский зал. Провал рассмотрения бюджета или даже трудности в этом процессе должны повлечь отставку Кабмина, уже заявили представители группы «Видродження», обычно довольно лояльной к президенту и правительству. Наверняка этой ситуацией воспользуются и упомянутые выше более крупные политические акулы.

 
Впрочем, прошлогодняя бюджетная эпопея и другие ключевые голосования парламента показали, что «непримиримые» борцы и критики могут через несколько часов переговоров (и «через» несколько миллиардов в качестве аргументов) безропотно идти на полный «одобрямс».
 
 

Дмитрий ЕГОРОВ

 

Источник Позиция