Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Оружие. Para bellum*

Оружие. Para bellum*

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Оружие. Para bellum* На прошлой неделе в Киеве прошла выставка «Оружие и безопасность», на которой были представлены, в том числе, и новейшие разработки отечественного военно-промышленного комплекса. Министр обороны Степан Полторак, побывавший на мероприятии, анонсировал закупку в следующем году вооружения и техники для украинской армии на 12 млрд грн.
 

Большинство из этих средств будут, конечно, потрачены на продукцию отечественных заводов. Многие из них получили во время войны на Донбассе, как бы цинично ни звучало, новую жизнь – вместе с новыми госзаказами. Другие были переориентированы с иностранных рынков на «менее выгодное» направление – обеспечение собственной армии. Впрочем, и экспорт украинского вооружения, и импорт зарубежного оружия процветают.

 

 

Все еще в лидерах

 

 

По итогам 2015-го в ежегодном докладе Стокгольмского международного института исследования мира (SIPRI) Украина вошла в десятку мировых экспортеров оружия. Наша доля от мирового оборота – 2,6%. Это немало: только у США и России доля превышает 6%. Ученые оценивают лишь объемы поставок, а не прибыль. И по этому показателю наша страна даже показала рост за последние пять лет. Но в выручке от международной торговли мы в 2014–2015 годах потеряли почти половину: 323 млн долл. против 657 млн долл. Сыграли свою роль и начало АТО, и сворачивание сотрудничества с Россией, и падение курса гривны.

 

 

Экспорт вооружения действительно был пересмотрен, а некоторым производителям пришлось отказаться от контрактов. Но от продажи оружия, конечно, государство не отказалось. Этот бизнес крайне выгоден – прибыль может достигать и 100% – и тем более приносит в страну валюту. А воюющему государству помимо оружия нужны и деньги.

 

 

По открытым данным Государственной службы экспортного контроля в 2015 году Украина экспортировала вооружение в десять стран, среди которых даже США, купившие, например, десять тысяч единиц винтовок и карабинов. Хотя вообще, по сведениям «Укроборонпрома», география поставок значительно шире. Особенно большой спрос на украинские (или принадлежащие Украине постсоветсткие) «стволы» и технику в Африке, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии. Правда, если посмотреть на нашу торговлю оружием более широко, в 5-летней ретроспективе (2011–2015), то страна из перечисленных регионов – а именно Эфиопия – будет всего лишь на третьем месте среди наших покупателей. А на первом и втором – Китай и... Россия.

 

 

Что касается видов вооружения, то в первую очередь стоит отметить популярность бронетанковой техники: 40 единиц в прошлом году ушли в Таиланд, Нигерию и Эфиопию. Это различные модификации БТР-3, танка Т-72 и самого современного украинского танка «Оплот». Тут все сходится: у потенциальных покупателей есть спрос на отечественную технику, а нам есть, что показать.

 

 

Однако по остальным статьям экспорта видим в основном либо продажу немодернизированного советского вооружения, либо поставки современных видов, но в единичных количествах. Это, к сожалению, говорит совсем не о том, что все наши возможности брошены на помощь военным в АТО, а о том, что современные наработки ВПК были в полной мере реализованы лишь в производстве бронетехники и танков. Хотя и в других сферах интересных отечественных пока еще экспериментальных образцов – достаточно.

 

О Javelin'ах замолвите слово

 

 

И это подводит нас к разговору об импорте оружия. Украина – один из самых пассивных покупателей на мировом рынке. Тем не менее, как отметил месяц назад в своем послании парламенту президент Петр Порошенко, на сегодня у страны действует 40 импортных контрактов на общую сумму 1,5 млрд долл. Это втрое больше, чем мы намерены в целом потратить на вооружение в 2017-м. Хотя это сравнение и не совсем корректно – ведь контракты «растянуты» на несколько лет.

 

 

Говоря о желаемых (необходимых) поставках оружия из-за рубежа, в первую очередь упоминают Javelin – американский переносной противотанковый ракетный комплекс, чье лидерство в своем роде мало кто из экспертов оспаривает. ПОЗИЦИЯ уже писала о том, что Украина по своему научному потенциалу и материально-технической базе могла бы позволить выпуск пусть не конкурентов хваленых Javelin'ов, но их «ближайших преследователей». Более того, такое вооружение уже производится, но крайне малыми объемами. В чем причина: в коррупции, лоббизме, безответственности – разговор отдельный.

 

 

К слову, нехватка мощностей ВПК и соответственно малые объемы производства – одна из причин, почему тема импорта не теряет своей актуальности. Армия, которая в течение 20 лет усиленно распродавалась и уменьшалась, за два года выросла вдвое и при этом имела реальную потребность в современном вооружении.

 

 

Если мы пропустим дискуссию оJavelin'ах, мы с удивлением для себя заметим, что иное летальное вооружение Украине из-за границы не нужно: все остальное уже есть в стране или можно производить – пусть не самостоятельно, но свободно выбирая себе иностранных партнеров.

Основные потребности нашей армии в импорте – так называемое «нелетальное оружие»: средства связи, разведки, управления... Правда, в современной войне все это не менее важно, чем танки, самолеты и ракетные комплексы...

 

 

 

*Para bellum – лат. «готовься к войне», часть известного латинского выражения «Кто хочет мира, пусть готовится к войне».

 

Дмитрий ЕГОРОВ

 

Источник Позиция