Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Анатолий МОГИЛЕВ: «В правоохранительных органах не могут работать люди с криминальным прошлым»

Анатолий МОГИЛЕВ: «В правоохранительных органах не могут работать люди с криминальным прошлым»

Категория: Криминал, Регион
Анатолий МОГИЛЕВ: «В правоохранительных органах не могут работать люди с криминальным прошлым» Бывший руководитель МВД Украины в 2010–2011 гг., экс-губернатор Крыма сегодня занимается общественной деятельностью, не оставляя желания вернуться в большую политику. Естественно, он внимательно следит как за политическими событиями в нашей стране, так и за реформаторской деятельностью постмайданной власти в сфере правоохранительных органов. В своем обширном интервью одному из центральных украинских изданий он дает свою оценку происходящим событиям. Наиболее резонансные выдержки из его интервью мы публикуем сегодня в ПОЗИЦИИ.
 

О люстрации

 

 

– Я был в Германии, разговаривал с товарищами, которые были причастны к реформированию полиции Берлина, ранее разделенного на две части – восточную и западную. После того, как город объединился, там была проблема: как переучить полицейских одних и других, как их совместить друг с другом. Я спросил: сколько времени слияние двух структур заняло? Мне ответили, что на это ушло 10 лет. А мы решили революционным путем это все ахнуть. Ну вот ахнули – и получили.

 

 

О профессионализме

 

– Год назад, приступая к реформам, тот же Аваков на всю страну объявил: «В новой полиции не будет некомпетентных и грязных «ментов»! Будут только пользующиеся доверием людей «копы»! Это принципиально!..»

 

 

К чему такой подход привел, свидетельствует статистика преступности, которая постоянно растет: в 2014-м у нас ситуация была хуже, чем в 2013-м, в 2015-м – хуже, чем в 2014-м. За восемь месяцев 2016-го мы получили рост еще на 23%: было 370 тысяч преступлений, совершенных в стране, а стало 460 тысяч. Число раскрытых преступлений, наоборот, падает: раньше их было 34%, а теперь – 21%.

Что касается раскрываемости изнасилований: она была 79%, а стала 50%. Количество краж выросло на 36,3%, а раскрываемость за восемь месяцев упала с 30% до 17,7%.

 

 

Я уже говорил об оружии, которое «гуляет» по стране, – его количество явно не сокращается. Тем не менее, за незаконное хранение оружия в нынешнем году возбуждено 4893 дела – на 5% меньше, чем за восемь месяцев 2015-го. При этом раскрываемость была 75%, а стала 47%, то есть выявляется менее половины лиц, к этому причастных.

 

 

По самовольным захватам земельных участков (телевидение любит показывать, как люди сносят заборы, препятствуют строительству!) открыто 1070 уголовных производств, на 200 больше, чем в прошлом году, а обвинения по ним предъявлены лишь в 13 случаях. Это работа вхолостую.

Возьмем экономические преступления. В 2015-м году за восемь месяцев возбуждено 1047 дел по взяткам, а в этом – мы же «усилили» борьбу с коррупцией! – 780. Раскрываемость была 70%, а стала 56%. То есть только половине из уже пойманных на взятке было предъявлено обвинение.

По наркопритонам в прошлом году, когда этим занималась милиция, за восемь месяцев возбуждено 805 уголовных производств, в этом – 372, снижение более чем вдвое. По игорному бизнесу полиция открыла 496 дел, а обвинение предъявлено только по 11 из них.

 

 

И так – куда ни глянь. По Киеву за восемь месяцев нынешнего года 1134 автомобиля угнано – цифры заоблачные! – и только по 98 делам предъявлено обвинение. Раскрываемость – 8%, а всегда была 50%.

 

 

 

О провале реформы

 

 

– Реформы оценивают не по количеству сделанных селфи. Что получилось в результате реформирования патрульно-постовой службы (ППС) и ГАИ в патрульную службу? За восемь месяцев текущего года (опять беру статистику) у нас совершено, по-моему, 1261 ДТП со смертельным исходом. В прошлом году было 986. Плюс 275, а учитывая, что в ДТП часто погибает не один, а два, три и больше человек, это число надо умножить минимум на два. Итого дополнительно 550 погибших на дорогах в нынешнем году из-за реформы, которую якобы провели. На чьей они совести? Я могу прямо сказать: на совести тех реформаторов, которые не понимают, что творят.

 

 

Проехать с мигалками по дорогам – это красиво. А количество ДТП почему увеличилось? В том числе и совершенных самими полицейскими. По признанию начальника полиции Киева, больше половины автомобилей Toyota Prius просто разбиты. А это, заметим, деньги налогоплательщиков, жителей нашей страны. Вернее, это киотские деньги. И кстати, покупкой Prius начали заниматься, еще когда я работал в МВД: мой зам специально летал в Токио.

 

 

Я сейчас смотрю на полицейских наших... Их неплохо оснастили за счет грантовых денег, которые предоставили на развитие полиции Штаты, Европа, Канада... Ребятам дали планшеты, более-менее обеспечили всем необходимым, но их надо обучать азам службы.

 

 

Не хочу их обвинять: им сказали, что нужно действовать именно так, и они инструкции выполняют. Но работа патрульных не сводится к тому, чтобы проехать по центральным улицам с мигалками, создавая эффект присутствия, хотя это тоже играет роль. Раньше каждый «пэпээсник» имел карту, где были отмечены места сбора криминогенного элемента, и был обязан, двигаясь по маршруту, их посетить: кого-то – предупредить, кого-то – одернуть, посмотреть что-то.

 

 

Потому что полиция, кроме карательной функции, должна выполнять еще и профилактическую. Когда в притон, где собираются асоциальные элементы, лишний раз заходит полицейский – а ему иногда достаточно видом своим кого-то предупредить! – это уже сбивает уровень преступности...

 

 

 

О карательных функциях

 

 

– С моей точки зрения, право на насилие имеет только государство. И когда у нас отдельные подразделения начали его себе присваивать, государство должно было это жесточайшим образом пресекать. Наши добробаты, сформированные в начальный период военного конфликта, решили легализовать, введя в Нацгвардию. Но и в законе «О милиции», и в законе «О полиции» говорится, что в правоохранительных органах не могут работать люди с криминальным прошлым. Когда я читаю о тех, у кого пять-шесть-семь судимостей... Ну не может быть такого!

Надо разобраться, почему кадровики допустили прием на службу людей с судимостями, кто из руководства принимал это решение. Мы переняли дурной опыт революции 1917 года, когда у нас толпы криминальных элементов попали в руководители силовых структур. Правда, сначала государство их привлекло на службу, а потом перебило...

 

 

 

О власти

 

 

– Я хочу развеять маленький миф. Могилев был не генерал-губернатором (Крыма – ред.), а губернатором. Это в царской России власть генерал-губернатора распространялась на все вооруженные силы на территории его губернии. А мне как главе Совмина, как любому губернатору области ни одно силовое подразделение не подчинялось: ни внутренние войска, ни милиция, ни части Министерства обороны, ни СБУ – все это органы национального подчинения. Можно было собрать учителей или врачей и противостоять с ними захвату, но чисто гипотетически. Я доложил – принимайте решение!

 

 

Считаю, что на тот момент надо было действовать дипломатическим путем. Вспомните 94-й год, когда на полуострове проходили выборы президента. Тогда из Киева туда приехала большая делегация Кабмина Украины, которая решала вопросы с крымской властью: Крыму дали автономию, дали громадные права. Правда, потом их постепенно нивелировали, но на тот момент полуостров получил очень большие полномочия.

 

А кто из руководителей Украины в 2014-м проводил такие переговоры?

 

 

Говорить о чем-то можно было, пока там была легитимная власть. Кроме того, у нас сделали главный упор на крымских татар, на Меджлис. Но такой общественно-политической организации в правовом поле Украины в 2014-м не существовало – она не была зарегистрирована в Минюсте. И прежде чем поднимать в мировом сообществе тему: запрещен, не запрещен, – надо бы исправить это упущение.

 

 

Почему Медждис до сих пор не зарегистрирован в Минюсте? Потому что в Декларации крымскотатарского народа, принятой на первых общих собраниях, есть интересная фраза о том, что целью Меджлиса является создание на территории Крыма независимого, суверенного крымскотатарского государства, а это противоречит Конституции Украины. Сепаратизм Донецка и Луганска по сравнению с такими программными заявлениями – детский лепет.

 

 

Кстати, у нас регулярно показывают Ленура Ислямова как лидера крымскотатарского народа. Почему-то никто не вспоминает, что он пусть месяц-два, но работал в составе уже нового, пророссийского, правительства в Крыму. Это же коллаборационизм чистейшей воды! Не думаю, что такие двойные подходы положительно влияют на имидж Украины.

 

 

Когда в Киеве бурлил Майдан, в Крыму было все спокойно. Мы удерживали обстановку буквально до последних дней, органы власти работали в обычном режиме. Но Меджлис начал проводить свои митинги, на них было выдвинуто требование назначать всех руководителей в Крыму только через Меджлис. А нужно учесть маленький нюанс: крымских татар в Крыму 13%, а остальные 87% – это славяне, евреи, греки и так далее.

 

 

Их напугали радикальные выступления лидеров крымскотатарского народа, и это один из факторов, которые склонили население на сторону агрессора. А потом украинские власти удивляются: почему аннексия не встретила сопротивления? Кстати, я не думаю, что Киев зарабатывает себе среди крымчан плюсы, обещая создать на полуострове крымскотатарскую автономию.