Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Чиновники-легионеры. Временная администрация

Чиновники-легионеры. Временная администрация

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Чиновники-легионеры. Временная администрация Из высших эшелонов власти Украины уходят последние иностранные специалисты, приглашенные к управлению страной в послереволюционные годы.
 

После активного привлечения на руководящие посты в Украине иностранцев ПОЗИЦИЯ высказывала предположение о будущем такой сферы как госуправление вообще в глобальном масштабе. Мы прогнозировали, что в будущем могут сформироваться «команды быстрого госуправленческого реагирования», которые смогут в определенной точке карты мира на несколько лет брать штурвал и выводить государства из экономических и политических кризисов.

 

 

На такие перспективы указывают многие признаки. Существуют аналогичные команды в бизнесе, в том числе в транснациональных компаниях с бюджетами и структурами, похожими на государственные. Есть множество примеров неформального и неофициального управления некоторыми процессами страны иностранными «советниками»: СССР и США увлекались этим в своих странах-сателлитах. Есть наш собственный более чем тысячелетний по давности «опыт» «призывания варягов». И есть совсем свежий пример: Босния и Герцеговина, центральноевропейское государство, один из важнейших чиновников которого официально назначается извне по согласию ООН и других международных организаций.

Абстрагируемся от обострения патриотических (или наоборот упаднических) чувств – и не будем рассуждать, хорошо это или плохо. Таковы мировые тенденции.

 

Полтора года как вечность

 

 

В любом случае, в Украине данный эксперимент завершился, по сути едва начавшись. В ноябре со своих постов ушли губернатор Одесской области Михаил Саакашвили и замминистра МВД Хатия Деканоидзе, «последние из грузин», последние из чиновников высокого ранга, которых пригласили в Украину из-за границы. Хотя кажется, что, например, Саакашвили провел в Украине уже вечность, на самом деле в Одессе он проработал менее полутора лет. То же и с остальными «варягами». И уже даже придется напрячь память, чтобы вспомнить, когда оставили свои посты министр экономики Айварас Абромавичус или министр финансов Наталья Яресько (а ведь последнюю многие видели даже премьер-министром!)

 

 

Причины ухода последних высокопоставленных «варягов» обсуждались много. Среди версий – и планы ушедших по созданию собственного политического проекта (т.н. партии «Хвыля»), и последствия неких кулуарных договоренностей среди политических «элит» и олигархов... В случае с Хатией Деканоидзе стоит обратить внимание также на то, что она покинула свой кабинет за пару дней до массовых протестных акций в столице. Если протесты будут набирать обороты, а полиция потеряет контроль над ситуацией и над собой, то всех собак повесят в первую очередь на грузинских реформаторов (уж поверьте, министра Арсена Авакова его соратники смогут вывести из-под удара).

 

Можем и без «варягов»

 

 

Но на какой повод для увольнения ни посмотри, объединяет их одно: эксперимент с привлечением «иностранных специалистов» в управлении государством, как минимум, пошел в неправильном направлении. Можно и сказать, что провалился.

 

 

Если возвращаться к нашим прогнозам о международных «командах топ-чиновников», то отметим, что в Украине собственно команды никакой не было. Да, все были хорошо знакомы лично, у большинства было схожее мировоззрение. Но при этом работали они обособленно, автономно. Когда Айварас Абромавичус подал в отставку, он напрямую сказал, что его инициативы блокируются другими представителями власти. В том числе он называл и приближенного к президенту нардепа Игоря Кононенко. Можно по-разному оценивать литовца как профессионала, но такой его шаг был смелым: другие реформаторы, уходя, шептали что-то в духе «Ну, реформы продолжаются, фундамент заложен...». Но в защиту Абромавичуса другие «легионеры» не встали.

 

 

С другой стороны, и местный «истеблишмент» приложил все усилия, чтобы международный десант не мешал старым проверенным методам работы и распила бюджета. Иностранных специалистов «распихали» по ведомствам и регионам, обеспечили им противовес в виде непробивных и равных по статусу «своих» людей... Оставалось только сидеть у реки и ждать, когда мимо проплывут заявления на увольнение.

 

 

Очень скоро подтвердились сомнения, что чьи-то успешные модели реформ можно по шаблонам запустить еще в одной стране – Украине. Не учли масштабы страны, условия войны, засилье сопротивляющейся «старой гвардии» и организационное бессилие новой, а также еще многие-многие факторы... И вместе с тем сами «варяги» не то чтобы готовы были принести себя в жертву на алтарь реформ. Грузинский десант, к примеру, почти сразу активно пошел в политику, теперь вот открыто создает свою партию. Политическая логика тут есть: прийти во власть – и тогда уж взяться за реформы. Но партстроительство, мягко говоря, отвлекает от созидательного труда. К слову, раз уж напрашиваются параллели между современным госуправлением и управлением бизнес-процессами, то и в мире капитала есть аналогичная проблема: для наемных топ-менеджеров каждая новая компания не детище и не семья, а очередная строка в резюме и ступенька в карьере...

 

 

Но повод для оптимизма все же есть. Параллельно с иностранцами за преобразование страны взялись молодые самодостаточные люди с украинскими паспортами, пусть и с иностранным образованием или опытом работы. Их силами продвигаются система госзакупок (а в будущем и госпродаж) Prozorro, инструменты электронного правительства, модернизация армии и т.д. Очень хочется верить, что отстроим нашу страну и без варягов.

 

Дмитрий ЕГОРОВ

 

Источник Позиция