Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Аграрный день. Made in Ukraine

Аграрный день. Made in Ukraine

Категорія: Політика, Агросектор
Аграрный день. Made in Ukraine В прошлое воскресенье украинские сельхозпроизводители отметили свой профессиональный праздник – День работников сельского хозяйства.
 

Нынешний год был непростым для аграриев. Российская Федерация с 1 января 2016-го приостановила действие соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) на территории СНГ. Разорвалась почти четверть вековая партнерская связь. Но в тот же день вступила в силу ЗСТ с ЕС. Поэтому опасения пессимистов, что все «сгниет в скирдах» не подтвердились, точнее, не совсем подтвердились. В минувшую пятницу в Верховной Раде во время часа вопросов к членам Кабмина первый вице-премьер-министр – министр экономразвития и торговли Степан Кубив сказал, что наиболее положительные тенденции демонстрирует, в частности, сельское хозяйство: «По итогам января-октября – + 2,8%».

 

 

Подъем отрасли не мог не сказаться на внешторге. Наши сельхозпроизводители, кроме попадания в «окно» Европы, самоотверженно включились в борьбу за новые рынки сбыта на разных континентах.

 

 

Внешторг

 

С тех пор, как стала действовать ЗСТ с ЕС, по результатам 9 месяцев 2016 года экспорт в европейские страны составил 37,7%, увеличившись, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, на 4,7%. По состоянию на 1 октября этого года Украина на внешние рынки поставила 13 млн т пшеницы, 11 млн т кукурузы, 3,7 млн т ячменя, 1,5 млн т сои и 3,3 млн т подсолнечного масла, 2,7 млн т жмыха. Как видим, зерно – в авангарде экспорта. Однако за рубеж продается в основном низкокачественная пшеница, которой кормят животных. Это не мы придумали – это аналитика профильного интернет-ресурса «УкрАгроКонсалт».

 

Да, мы очень дешево продаем в ЕС товар для европейских скотных дворов. Украина стоит на 7-м месте по объему поставок в страны Евросоюза, но только не по доходам от продажи. Сдавая агропродукцию миллионами тонн, мы при этом занимаем 21-е место в мире по доходам от ее продажи. Как можно после этого обеспечивать валютой страну? А ведь это главная составляющая экономики всех стран, эта «зелень», как известно, наше все – и инфраструктура, и благоденствие.

 

Вообще-то нам никто не мешал продуктивно подойти к всеобъемлющей зоне свободной торговли. Европейцы предварительно дали нам год односторонних преференций, чтобы мы нарастили экспорт к ним, подняли качество товаров (особенно в условиях упраздненного санитарно-эпидемиологического контроля), провели сертификацию, но, несмотря на все старания Евросоюза, мы так и не воспользовались возможностью завоевать рынок европейских стран своими товарами. Сырье – пожалуйста, да и то – не везде.

 

Когда слышишь обобщения, что наш главный торговый партнер – Европейский союз, так просится цитата из к/ф про «Шурика»: «Огласите весь список, пожалуйста!». Как известно, Евросоюз – объединение стран, из которых главным нашим покупателем, точнее – перекупщиком, является Польша. А уж от нее наши экспортные позиции, но уже с польской фасовкой и маркировкой, перепродаются в Германию, Францию, Италию, Испанию, где и идет в употребление. Так что украинский след вполне можно отыскать, например, в испанском хамоне.

 

В Европе мы удерживаем пальму первенства по продажам самого дешевого и примитивного товара, и давно бы остались без валюты, если бы не Азия и Африка. Доля ЕС в общем экспорте продукции АПК за 9 месяцев текущего года составила 28,6%. Доля Азии за этот же период – 45,7% от общего экспорта аграрной продукции, или $4,8 млрд. Объемы экспорта в страны Африки – $1,5 млрд, или 14,3% от общего экспорта отечественной аграрной продукции – по данным Национального научного центра «Институт аграрной экономики». В прошлом году Китайская Народная Республика почти вдвое нарастила объемы импорта украинских зерновых – с 5,6% до 11,2%. И, как свидетельствует беспристрастный Госстат, заняла первое место среди стран-импортеров продукции украинских аграриев – 8,4% от общего объема поставок. Мы продаем Китаю продовольствия на $1,2 млрд. Это, прежде всего, кукуруза, ячмень и подсолнечное масло. Еще в небольших объемах поставляем молочную и кондитерскую продукцию.

 

Как видим, если бы не 1 380 083 000 стабильно питающихся китайцев, что б мы делали в условиях закрытого российского рынка сбыта. Правда, КНР сейчас работает над программой обеспечения продовольственной безопасности, а у нас то сальмонелла в яйцах, то антибиотик в меде, то гормоны в молоке. Если в Поднебесной реализуют эту программу, то останется Индия и Египет – тоже неплохо, но лучше с Китаем.

 

Отечественный потребитель

 

Украинский обыватель тоже поддерживает отечественного производителя, скупая на рынках сезонную продукцию. По хорошей цене в этом году шли помидоры и перцы. Только ленивый не сделал заготовок на зиму. Несмотря на посильную лепту в развитие аграрного бизнеса, наша поддержка для них, что капля в море.

 

Президент и основатель компании «Чумак» (производитель вкуснейших кетчупов, в Украине с 1993 г.), почетный консул Швеции Карл Стурен в одном из интервью сказал: «Даже в 1944−1945 гг. экономическая ситуация в Украине не была столь ужасной… Увы, украинцы сегодня – самая бедная нация Европы».

 

Проще говоря, хорошая переработанная продукция – не про нашу финансовую честь. Куда сподручней купить то, что в поле выросло и переработать на своей кухне. А много ль мы унесем в пакетах? Вопрос риторический… И рентабельно ли здесь производство качественного вторичного продукта? Тоже вопрос, не требующий ответа.

 

Кому в октябре-ноябре приходилось проезжать поездом через Украину, не мог не отметить, как на наших бескрайних полях стоит под осенним дождем неубранная кукуруза – на западе, свекла – в центре, томаты – на юге, подсолнечник – на востоке. Сгниют и запахаются в землю, думается с грустью… Зато наши земляки в Польше урожаи выдают на-гора.

 

Кстати, вы обратили внимание, что еще не зима, а куриное яйцо стоит почти 2,5 грн? Для несушки обогрев нужен какой-то особенный? Нет, все дело в стоимости газа и электроэнергии. По цене на курятину та же ситуация. Так что на внутренний рынок у нашего сельхозтоваропроизводителя надежды мало – онсужается. Нет, мы конечно, применение находим. Вон на Прикарпатье в с. Космач депрессию лечат овцами. Говорят, в «реабилитационном центре» бизнес отлаженный. С некоторых пор таких пациентов по стране с избытком. Потом «фестиваль», посвященный неубранному урожаю устроим, по примеру испанской «томатины». Они там помидорами бросаются, а мы, например, свеклой или початками. Главное, фантазию включить – она в кризис не подводит.

 

Земля

 

Другой важный для агрария вопрос – земля. 1 ноября был опубликован закон о продлении на один год (до 1 января 2018 года) моратория на отчуждение сельскохозяйственных земель. Аграриям, которые арендуют землю в виде паев, крайне невыгодна продажа земли. Они не смогут конкурировать с покупателями-агрохолдингами и другими воротилами этого бизнеса. Поэтому продление моратория становится залогом спокойной работы на земле как минимум еще год.

 

Можно было и закрыть тему, если б не один «нежданчик», который пришел из Польши. 17 ноября издание Prawica (prawica.net) опубликовало статью под названием «Готовы первые судебные процессы Кресовян». В ней речь о том, что в ближайшее время в украинские суды будут поданы первые четыре иска с требованиями возместить ущерб потомкам собственников польских имений на территориях, ныне относящихся к Украине. То есть польские граждане намерены воспользоваться правом реституции, сообщает польское издание. Такая возможность у них появилась после того, как Украина подписала Соглашение об Ассоциации с ЕС.

 

Два из четырех исков подпадают под юрисдикцию суда Луцка, еще один будет направлен в Тернопольский суд, а четвертый – касается имений на территории Киева и Харькова. «Мы и не думали готовить первые иски в разные суды, просто в этих делах лучше всего сохранились документы», – рассказал председатель «Общества кресовян» Конрад Рекас. По его словам, требования у каждого из истцов разные: кто-то хочет компенсацию за использование, кто-то – выплату убытков от неполученной прибыли из-за конфискации средств производства, а кто-то – просто вернуть свое имение.

 

«Среди собственности, например, жилой дом с прилегающими хозяйственными постройками и 12 га сельскохозяйственных угодий в пгт Мельница-Подольская Борщевского р-на Тернопольской обл. Стоимость – $60 тыс. Жилой дом полезной площадью в 63 кв. м, с прилегающей жестяной мастерской с участком для строительства в 1200 кв. м в Ковельском р-не Волынской обл. – около $78 тыс. плюс компенсация. Хозяйство в Ровенской обл. с 13,5 га земли стоимостью в $67 тыс. и двух жилых домов в Киеве с компенсацией за эксплуатацию медного рудника в Харьковской обл., стоимость которых оценивается в $1,5 млн», – уточнил Рекас.

 

По его словам, здесь учитывались прогнозы западных и украинских экспертов, которые предсказывают скачок цен после окончания срока действия моратория на торговлю землей в Украине и снятия Еврокомиссией ограничений на владение землей иностранцами.

 

В стране, выступающей адвокатом Украины в Евросоюзе, тоже ждут – не дождутся открытого рынка наших черноземов. Так что мораторий у нас, извините, с обстоятельствами…

 

К слову, в одном из комментариев к упомянутой статье (их там множество) прочитала интересное замечание: «Кстати, украинцы менее всего отвечают польским ожиданиям», – написал пользователь Marek. Трудно усомниться в его правоте.

 

Вот тебе и «аграрный день»

 

Мы спросили у запорожских аграрных товаропроизводителей, удалось ли им, за время действия ЗСТ с ЕС, выйти на европейский рынок.

 

Аграрный день. Made in UkraineНиколай Волошин, ЧСП «Волошин», Бердянский р-н:

– Квоты, которые Еврокомиссия установила на беспошлинный ввоз украинских товаров, очень малы. Все они уже давно исчерпаны. Чтобы выйти на европейский рынок, нужно преодолеть уйму бюрократических барьеров в разных инстанциях, затем истратить кучу денег на разные согласования. Мы просто не успеем «первыми прийти – первыми получить». Думаю, эти преференции для крупного аграрного бизнеса. А нам, середнякам, остается работать с посредниками. Мы у них покупаем семена, удобрения, а потом им же сдаем выращенный урожай. Скупщики грузят его на корабли и везут в пункты назначения. Скорее, с «зоны свободной торговли» сливки снимают не аграрии, а трейдеры. Если бы посреднические схемы в Украине отсутствовали, шла бы торговля напрямую – мы были бы самой процветающей страной в мире, аграрной сверхдержавой не на словах, а на деле.

 

Аграрный день. Made in UkraineЯрослав Пенгрин, ООО «Прогресс», Розовский р-н:

– Нет, на европейский рынок мы не зашли, и не потому, что наша продукция неконкурентоспособна. Просто на государственном уровне нам никто в этом не помогает. Все «декларации» – только на бумаге. Объективно же, по решению Еврокомиссии, именно наша украинская продукция проходит проверку перед пересечением границы, затем – в стране назначения. Думаю, нас там не ждут, да и зачем мне внешний рынок? – На внутреннем работы хватает.

 

Аграрный день. Made in UkraineПетр Удовенко, СПК «Новомихайловский», Черниговский р-н:

– Нет, из-за сложностей с оформлением необходимой документации. Традиционно работаю с зернотрейдерами. Европейские торговые сети работают с известными и крупными поставщиками, никто не будет просто так брать малознакомую продукцию. Производители тратят до 15% на дистрибуцию. Мне не интересно на европейском рынке.

 

Аграрный день. Made in UkraineНиколай Штенгелов, ООО «Петровское», Приморский р-н:

– Мы попытались выйти на внешний рынок, однако лояльность проявила страна, не входящая в Евросоюз, – Беларусь. Мы отправили им образцы своей переработанной продукции, в результате получили сертификат на реализацию макарон. На данном этапе ведем торговые переговоры с Прибалтикой. Касательно объемов и качества нашей продукции мы полностью соответствуем запросам потенциальных импортеров.

 

От редакции

 

Не можем не отметить «креативность» нашего правительства, которое в конце года объявило о повышении минимальной зарплаты (МЗП) в два раза. Так и не уточнив, как это повлияет на привязанные к ней налоги и платежи.

 

Аграрным производителям и так сложно развиваться, а что будет, когда придется заплатить привязанные к МЗП не только пошлины, но и налоги, которые платят субъекты единого налога: прямой налог (1–2 группы); НДФЛ – подоходный налог с зарплат сотрудников ЕСВ – единый соцвзнос (при выплате зарплат) и с собственного дохода, военный сбор и т.д. Кто-то понял, к чему идем?

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция