Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Профтехобразование: проблемы и перспективы

Профтехобразование: проблемы и перспективы

Категорія: Економіка, Суспільство, Регіон
Профтехобразование: проблемы и перспективы Система профессионально-технического образования создавалась в советские времена, поэтому была полностью привязана к его экономическим реалиям. Сегодня ситуация в корне изменилась, и правительство всерьез озаботилось вопросами ее реформирования.
 
 

Когда с 1 января 2016 года учебные заведения этой сферы были переданы на содержание местных бюджетов, эта новость огорошила многих.

2016 год показал, что бюджеты городов областного значения не в состоянии содержать ПТУЗ. В бюджете на 2017 год финансирование профессионально-технических училищ вернули. Но избавило ли это от необходимости латать бюджетные дыры?

 

О том, что ждет профтехобразование Запорожской области в 2017 году, ПОЗИЦИИ рассказала директор департамента образования и науки ОГА Татьяна Озерова.

 

– Сколько ПТУ сегодня финансируются из средств областного бюджета?

– Сразу подчеркну, что сегодня у нас полным ходом идет реформирование системы профтехобразования области. По состоянию на начало 2016 года, в систему ПТО входили сорок два учебных заведения, в настоящий момент – сорок. Связано это с созданием центров профессионального образования, в которые объединяются училища. Из сорока учебных заведений – семнадцать финансируются за счет городского бюджета. Все остальные – на балансе области.

 

– Какие изменения произошли в механизме финансирования профессионально-технических учебных заведений в 2017 году?

– Учебные заведения, которые находятся на территории городов областного значения, перешли на содержание бюджета области. Т.е. в настоящий момент, по сути, финансирование ПТУ осуществляется из двух бюджетов – областного и бюджета города, являющегося областным центром. В нашем случае, Запорожья. По состоянию на 1 января 2017 года, как я уже упоминала, у нас идет реформирование, завершено объединение двух профессионально-технических заведений в центр профессионального образования. Это «Запорожский профессиональный металлургический лицей» и «Запорожское высшее индустриально-политехническое училище». В области мы имеем увеличение количества ПТУ, которые теперь финансируем. Ранее средства на их содержание шли из городских бюджетов Бердянска и Мелитополя. Таких училищ было пять, сейчас стало три. Потому что в Мелитополе также проведена модернизация, созданы два обучающих центра. В один вошли два учебных заведения, во второй – три. Теперь о новшествах. В нынешнем году мы имеем помощь от государства в виде образовательной субвенции на финансирование заработной платы педагогам, которые преподают общеобразовательные дисциплины.

 

– Какой объем субвенции предусмотрен для Запорожской области? Эти деньги уже пришли в бюджет? На ваш взгляд, их достаточно?

– Да, эти средства уже пришли – 54 млн. 622 тыс. грн выделено на профессионально-технические заведения областного подчинения, 38 млн. 446 тыс. грн получит город Запорожье. Все остальные расходы по содержанию ПТУ будут осуществляться за счет местных бюджетов. Хватит этих денег или нет – судите сами. На заведения, которые есть в нашем подчинении сегодня, общая потребность составляет 232 млн. 587 тыс. 727 грн. Еще есть такая вещь, как дотации из государственного бюджета местным бюджетам на содержание заведений образования и учреждений здравоохранения. Однако предусмотрены они для районов и объединенных территориальных громад. Для городов областного значения – Бердянска, Энергодара, Мелитополя, Токмака и Запорожья – нет.

 

– Давайте продолжим разговор о нововведениях. Есть ли что-то еще, о чем хотелось бы упомянуть?

– Да, это так называемый список из тринадцати остродефицитных профессий общегосударственного значения, одобренный правительством. Подготовка по ним будет осуществляться за счет средств Министерства образования и науки. Некоторые профессии из этого списка в наших учебных заведениях есть – живописец, помощник машиниста тепловоза, токарь, машинист электровоза, станочник широкого профиля. Информация по нашей области уже подана в Министерство образования и науки.

 

– Расскажите, какая сегодня ситуация с региональным заказом по подготовке специалистов?

– Помимо того, что в этом направлении мы тесно сотрудничаем с Запорожским областным союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) «Потенциал», директорами предприятий и организаций, действует региональный план модернизации профессионально-технических учебных заведений. В его рамках при Запорожской облгосадминистрации создан региональный совет профессионально-технических учебных заведений. В него входят представители власти, работодателей, профсоюзов. Скажу, что в прошлом году региональный заказ формировался на основе анализа договоров учебных заведений с работодателями по поводу количества выпускников, которых они готовы трудоустроить. Эта работа будет продолжена и в наступившем году. Однако необходимо, чтобы все было урегулировано нормативно. Мы очень ждем закон «Об образовании», а также «О профессиональном образовании». Ведь, например, вопрос со статусом колледжей так и не решили.

 

– Приходилось слышать, что Кабинет министров намеревался переложить их финансирование на местные бюджеты?

– Этого делать ни в коем случае нельзя. Колледжи сегодня – это структурные подразделения вузов, которые дают и среднее образование также. Мы имеем новый закон «О высшем образовании», принятый в 2014 году с переходными положениями. С 1 сентября 2017 года набор на квалификационный уровень «специалист» и «младший специалист» в системе высшего образования осуществляться не будет. Только «бакалавр» и «магистр». Вопрос о статусе младших специалистов в таком контексте – проблемный, так как в высшем образовании такого понятия нет. Поэтому перевести колледжи на финансирование области, в данный момент – невозможно. На законодательном уровне их статус не определен – то ли они относятся к системе высшего образования, то ли профессионального. Поэтому закон «Об образовании» крайне необходим. Его принятие сразу решит множество проблем.

 

– В настоящий момент в стране идет реформа местного самоуправления. Имеет ли право громада управлять профессионально-техническим учебным заведением, которое находится на ее территории?

– Стоит напомнить, что эти учебные заведения – государственные. В прошлом году, в Бюджетном кодексе появилась строка, где Кабмин четко обозначил, что ПТУ следует передать из государственной собственности в коммунальную. Но, чтобы осуществить эту передачу, нужно урегулировать ряд вопросов.

 

Во-первых, во всех учреждениях должны быть готовы документы, подтверждающие право собственности – на землю, имущество и так далее. В отношении нашей области скажу, что у 90% учебных заведений они есть, у остальных 10% – в работе. Напомню, что эта процедура не быстрая и дорогостоящая. Во-вторых, сегодня у нас нет решения областного совета, подтверждающего согласие принять все ПТУ в областную коммунальную собственность. Это – одно из главных условий Кабмина. Только после этого появится возможность передачи на места. Разумеется, некоторые громады хотели бы получить свои ПТУ в полное распоряжение. Но тогда они будут вынуждены взять на себя финансирование по всем статьям. И даже если это произойдет, управление профессионально-техническими учебными заведениями все равно останется на областном уровне. Потому что система профтехобразования требует регионального управления, есть масса и других моментов. И потом, если в училище приедет поступать ребенок, живущий в соседней громаде, что будет? Ему откажут? Согласитесь, это было бы неправильно.

 

Олег ВАЛИК

 

Источник Позиция