Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Под контролем. Вывернуть карманы

Под контролем. Вывернуть карманы

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Под контролем. Вывернуть карманы С 1 сентября 2016 года Нацагентство по противодействию коррупции приняло решение о запуске электронной системы деклараций – инновационного для Украины способа контроля чиновников.
 

Первый этап подачи деклараций, завершившийся 31 октября минувшего года, наделал немало шума. Страсти еще как следует не улеглись, а в стране уже стартовал второй этап декларирования. В период с 1 января по 1 апреля вывернуть карманы перед обществом и отчитаться в том, какие доходы они получили за прошлый год и какие расходы сделали, должны будут чиновники среднего и нижнего звена, силовики, директора государственных и коммунальных предприятий, руководители госучреждений, местные депутаты и так далее. Говоря языком закона, лица, которые занимают ответственное или особо ответственное положение, а также те, кто приравнивается к уполномоченным по выполнению функций государства или местного самоуправления.

 

 

О подробностях указанной процедуры ПОЗИЦИЯ узнавала у начальника управления юридического обеспечения деятельности совета исполнительного аппарата Запорожского областного совета Егора МОРОЗА.

 

– Расскажите, на кого распространяются требования Закона Украины «О предотвращении коррупции» по осуществлению декларирования доходов лиц?

– Согласно нормам закона, ежегодно до 1 апреля подавать декларацию путем заполнения на официальном сайте Национального агентства должны:

1) Президент Украины, председатель Верховной Рады Украины, его первый заместитель и заместитель, премьер-министр Украины, первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета министров Украины, и их заместители, председатель Службы безопасности Украины, генеральный прокурор, председатель Национального банка Украины, председатель и другие члены Счетной палаты,уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, председатель совета министров Автономной Республики Крым;

2) народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты местных советов, сельские, поселковые, городские головы;

3) государственные служащие, должностные лица местного самоуправления;

4) военные должностные лица Вооруженных сил Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины и других созданных в соответствии с законами военных формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы;

5) судьи, судьи Конституционного Суда Украины, председатель, заместитель председателя, члены, инспекторы Высшего совета правосудия, должностные лица секретариата Высшего совета правосудия, председатель, заместитель председателя, члены, инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой Комиссии, должностные лица государственной судебной администрации Украины, присяжные (во время выполнения ими обязанностей в суде);

6) лица рядового и начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, лица начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты, Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро Украины;

7) должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности Украины, Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро Украины, дипломатической службы, государственной лесной охраны, государственной охраны природно-заповедного фонда, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной налоговой политики и таможенного дела;

8) члены Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции;

9) члены Центральной избирательной комиссии;

10) полицейские;

11) должностные и служебные лица других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым;

12) члены государственных коллегиальных органов.

При этом следует обратить внимание на то, что действие закона в части финансового контроля не распространяется на должностных лиц учреждений, учреждений и организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, социальной защиты ветеранов войны и участников АТО, здравоохранения (кроме руководителей учреждений здравоохранения центрального, областного, районного, городского (городов областного значения, Киева и Севастополя) уровня), образования (кроме руководителей высших учебных заведений и их заместителей), науки (кроме президентов Национальной академии наук Украины (НАНУ) и национальных отраслевых академий наук, первых вице-президентов, вице-президентов и главных ученых секретарей НАНУ и национальных отраслевых академий наук, других членов президиума НАНУ и президиумов национальных отраслевых академий наук, избранных общим собранием НАНУ и национальных отраслевых академий наук соответственно, руководителей научно-исследовательских институтов и других научных учреждений), культуры, искусств, восстановления и сохранения национальной памяти, физической культуры, спорта, национально-патриотического воспитания.

 

– Сколько этапов декларирования установлено действующим законодательством?

– Решением Нацагентства предусмотрено проведение двух этапов. Напомню, первый прошел с 1 сентября по 31 октября 2016 года. Второй этап начался с 1 января 2017 года. Решения о проведении третьего этапа на данный момент нет.

 

– Какая ответственность предусмотрена для лиц, несвоевременно подавших декларацию или указавших в ней недостоверные сведения?

– Следует отметить, что законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение требований Закона в части несвоевременной подачи декларации либо указания в ней недостоверных сведений. При этом административная ответственность (штрафы от 40 тыс. грн до максимально определенных 2 млн грн) наступает в случае несвоевременной подачи декларации для лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и местного самоуправления, либо подачи декларации с заведомо недостоверными данными. При этом в случае, если недостоверность указанных данных по декларации будет свыше 400 тыс. грн наступает уголовная ответственность, предусматривающая штраф от 2 млн грн до 2 млн 400 тыс. грн вплоть до лишения свободы и права занимать определенные должности на срок до двух лет.

 

 

Об условиях и механизмах процедуры электронного декларирования читайте в следующем номере – в интервью с директором Запорожского филиала ГП «Национальные информационные системы» Юлией СКОЧКО.

 

Олег ВАЛИК, фото автора

 

Источник Позиция