Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Категорія: Суспільство, Регіон, Реформи
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ На днях в рамках проекта ПУЛЬС состоялось заседание региональной платформы местного самоуправления, участники которого обсудили ход реформы децентрализации власти на территории Запорожской области.
 
 

На мероприятии, которое прошло в малом зале горисполкома, присутствовали мэр Запорожья Владимир Буряк, заместитель председателя – руководитель аппарата ОГА Зинаида Бойко, председатель профильной депутатской комиссии облсовета Дмитрий Майстро, исполнительный директор Запорожского регионального отделения Ассоциации городов Украины Игорь Бирюков, эксперты Офиса реформ, работающего при РО АГУ, народные депутаты Украины, главы объединенных территориальных громад.

 

Сегодня аналитики называют децентрализацию одной из самых успешных реформ, проходящих в стране. Но при этом отмечают, что до полного ее завершения – далеко. Одним из главных сдерживающих факторов является несовершенство нормативно-правовой базы. Впрочем, Запорожской области есть чем гордиться. В ходе Децентрализационного марафона, проходившего в 2016 году, было создано 18 объединенных территориальных громад (в 2015-м – 6). По факту сегодня треть населения региона уже проживает в громадах. Несмотря на существующие проблемы, они доказали свою жизнеспособность.

 

Законы, ау!

Консультант по правовым вопросам Офиса реформ РО АГУ Маргарита Трипольская акцентировала внимание присутствующих на том, что работа законодательной ветви власти, в том виде, в котором она ведется сегодня, является серьезным препятствием на пути внедрения децентрализации. Эксперты утверждают, для того чтобы реформа завершилась успешно, нужно внести изменения в 345 законов. На деле выполнена лишь малая часть этой работы. По целому ряду законопроектов, находящихся на рассмотрении в Верховной Раде, народные избранники не торопятся выносить свой вердикт. В первую очередь хотелось бы назвать законопроект №4772, который регламентирует порядок добровольного присоединения к уже объединившимся громадам. Довольно распространенной является ситуация, когда большая часть населения и органов местного самоуправления на территории того или иного региона хочет объединяться, а какой-то населенный пункт – нет. В итоге формат будущей громады не вписывается в рамки Кабминовской концепции, а значит положенные в данном случае финансовые преференции, люди не получат. К слову, в Запорожской области есть две такие громады – Широковская и Водянская в Каменско-Днепровском районе.

 

Нельзя не отметить и то, что сегодня много новосозданных громад в Украине не могут выйти на выборы, так как в них объединились населенные пункты, находящиеся на границах районов. Принятие законопроекта №5520 полностью решило бы данную проблему.

 

Отдельно стоит упомянуть и о законопроекте №2489 «О службе в органах местного самоуправления», который уже два года находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины. «Этот документ вводит качественно новую систему прохождения конкурса для работы в органах местного самоуправления и абсолютно иные квалификационные требования», – пояснила присутствующим Маргарита Трипольская.

 

Ну а нам остается лишь ждать и надеяться, что депутаты постепенно ликвидируют тот правовой вакуум, в котором вынуждены существовать сегодня объединенные территориальные громады. О том, что жизненно необходимо принять целый ряд законов, регламентирующих пользование землей, мы и вовсе не говорим.

 

Финансы поют романсы?

Говоря о бюджетной децентрализации, нельзя не отметить, что в ней есть как положительные, так и отрицательные моменты. К последним стоит отнести размер субвенции на развитие инфраструктуры, которая предоставляется новосозданным громадам при объединении. В 2016 году она составила 1 млрд грн на 159 объединенных территориальных громад. Отметим, что все ОТГ Запорожской области освоили эти средства полностью.

 

В 2017 году ее объем вырос до 1,5 млрд грн, из которых лишь 0,5 млрд – гарантированные средства. А число ОТГ ведь выросло в разы! Интересно все-таки, о чем думают наши кормчие? Очевидно, что сегодня в коридорах власти идет серьезная борьба между сторонниками и противниками децентрализации. А может быть дело в другом? И в Кабмине сами четко не представляют, как должна продвигаться реформа? Все же надеемся, что децентрализация не будет зарублена на корню, и проблемные вопросы найдут решение. Однако есть и положительные стороны. «Финансовая децентрализация коснулась бюджетов всех уровней. Например, поступления в областной бюджет в 2016 году в 1,5 раза превысили показатели за аналогичный период прошлого года, – рассказала региональный консультант по бюджетным вопросам Офиса реформ Александра Олянина.

 

Подобная ситуация наблюдается и в объединенных территориальных громадах. В сравнении с 2015-м годом поступления в их бюджеты выросли в 2,5–3 раза. С учетом дотаций и субвенций – в 4,5 раза. В качестве примера приведем цифры: по состоянию на 2015-й год бюджеты сельских и поселковых советов, в первые 6 громад, составляли 33 млн грн. В 2016 году, финансовый ресурс, который был им направлен, вырос до 150 млн грн. Кроме этого была получена субвенция на развитие инфраструктуры в размере 46 млн грн. А значит, есть все основания утверждать, что территории действительно получили реальные рычаги, позволяющие менять качество жизни людей к лучшему. Теперь все зависит от лидеров громад и их стремления привести земляков к успеху. Хочется пожелать им удачи на этом тернистом пути.

 

 

Олег ВАЛИК, фото Владимира САЛЬНИКОВА

 

Источник Позиция

 

КОМЕНТАРІ (1)
Богдан Замулин 2 лютого 2017 19:04
Децентрализация  - это нужная и перспетивная реформа! Будет СУПЕР, если ее доведут до конца!!!
          1