Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Спрыгнуть с иглы

Спрыгнуть с иглы

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Спрыгнуть с иглы Как в предыдущем номере сообщала ПОЗИЦИЯ, общий государственный и гарантированный государством долг Украины по итогам 2016 года превысил 70 млрд долл. Рост составил более 8% за год, при этом львиную долю увеличения долга повлекла за собой национализация «Приватбанка». Или точнее будет сказать – выкуп финучреждения и его долгов у олигарха Игоря Коломойского за бюджетные деньги. Таким образом, общий объем госдолга составляет уже около 80% ВВП.
 

Долг – это не только заимствованная сумма, но и проценты по ней, так называемое обслуживание долга. В Госбюджет-2017 уже заложены примерно 7–8 млрд долл., которые будут потрачены на возврат заимствований, в том числе и на то самое обслуживание кредитов. Это больше субсидирования всего здравоохранения и всего образования (содержание которых, правда, в значительной мере сейчас переложено на местные громады). Это больше финансирования Пенсионного фонда. Еще важнее, что это примерно на 1 млрд долл. больше, чем... запланированные на 2017 год заимствования. То есть мы продолжаем брать в долг, при этом отдаем уже больше, чем берем. И это, к сожалению, не говорит о том, что мы крепче стоим на ногах.

 

Вот и суть долговой, кредитной кабалы: займы получить нелегко, еще сложнее вернуть. Тело кредита и проценты не дают свободу действий, а наоборот сковывают: вместо вливания средств в собственную экономику, приходится рассчитываться с кредиторами. (О «злом МВФ» тут следует вести речь лишь во вторую очередь – кредиты-то наши правительства берут самостоятельно, по причине собственного «организационного бессилия» и из желания «распилить» еще и займы.)

 

 

Если занимать больше, чем отдавать, имея при этом процентные ставки отличные от нуля и не вкладывая в быстро растущие сферы экономики, то провал неминуем. Хотя и может быть отложен на годы. Это же задачка из школьной физики: из «бассейна» выливается каждый год на 1–2 млрд долл. больше, чем в него вливается...

 

Неприкосновенный запас?

 

 

Как же можно этот дисбаланс ликвидировать?

 

 

Самый очевидный метод: вернуть сразу значительную часть долга, разгрузив бюджеты будущих лет от выплаты процентов. Ресурс для такого радикального шага есть – золотовалютные резервы страны. На 1 января 2017 года они составили более 15 млрд долл. (и, к слову, за минувший год выросли на 17%).

 

 

Этого крайне мало, чтобы снять все долговое бремя Украины. Но, например, наша полная задолженность перед МВФ составляет около 12 млрд долл. То есть теоретически одним махом можно полностью закрыть «сотрудничество», например, с этой организацией. Это будет означать, во-первых, сокращение расходов в будущем (фонду в 2017-м нужно выплатить по старым кредитам около 2 млрд долл.), во-вторых, отсутствие необходимости выполнения требований этой организации, украинских обязательств перед ней.

 

 

Мы привели в пример МВФ как наиболее известного кредитора, но аналогичным образом можно расплатиться и с другими финансовыми организациями или государствами. Кредитов мы набрали разных: долго- и краткосрочных, дорогих и дешевых – есть из чего выбрать.

 

 

На первый взгляд закрытие золотовалютными резервами текущих расходов по заимствованиям кажется шагом безрассудным. Особо впечатлительные уже могут начинать кричать о предательстве, оголенных тылах, распродаже всего, что «было нажито непосильным трудом». Но давайте посмотрим хладнокровно: много ли стабильности дали стране эти резервы? Какими резервами можно было остановить доллар, выросший почти уже в 4 раза за 3 года? Вкладываются ли эти резервы во что-то, что может дать нам экономический рост пусть не в ближайшие год-два, но через 5–7 лет?

 

Отнюдь. Большинство полученных кредитов аналогично используются в лучшем случае (и в минимальных долях) на армию и повышение энергоэффективности, в худшем случае (и как правило) – на «проедание» и различные авантюры а-ля государственная монополизация банковской сферы.

 

 

Быстрое погашение большой суммы кредитов не только высвободило бы несколько миллиардов долларов ежегодно, начиная уже с этого года. Это мог быть сильный политический ход: во-первых, демонстрируем, что умеем возвращать долги; во-вторых, избавляемся от зависимости кредитора.

Ради своей истинной независимости: политической, экономической и финансовой – в истории человечества государства шли и не на такие рискованные шаги, включая суверенный дефолт – то есть объявление страны банкротом. И выстаивали, зачастую становясь только сильнее. А вот внешняя зависимость и неумелое госуправление погубили многие государства.

 

 

Живешь, пока платишь

 

В декабре 1989 г. в Румынии произошел госпереворот, инспирированный западными спецслужбами, и с учетом сложившегося за время правления Николае Чаушеску специфического «румынского» социализма.

 

В 1960–70-х гг. режим Чаушеску начал активно сотрудничать с МВФ и ЕБРР, получив кредитов на $22 млрд. Благодаря этим деньгам в 1974 г. объем промышленного производства Румынии в 100 раз превысил показатели 1944 г. В 1980-м страна получила статус наибольшего экономического благоприятствования в ЕЭС (предтеча Евросоюза).

 

В 1983 г. Чаушеску прекратил делать иностранные заимствования. Чтобы расплатиться с долгами, в Румынии были введены меры жесткой экономии: продуктовые карточки, талоны на бензин, подача электричества и воды в дома по расписанию. В 1989 г., всего за шесть лет, Румыния смогла погасить внешний долг. А вскоре «последний диктатор Европы» был свержен.

 

Остается только перефразировать классическое изречение, что «каждый, подсевший на кредитную иглу, является кузнецом своих проблем».

 

Игорь ОВДИЕНКО

 

 

Источник Позиция