Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Опиум для народа (китайского)

Опиум для народа (китайского)

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Опиум для народа (китайского) В XIX веке европейцы и американцы начали две войны против Китая, чтобы... наводнить эту азиатскую страну наркотиками, хорошо при этом заработав.
 
 

Одно популярное в русских националистических кругах издание запустило недавно серию публикаций под общей рубрикой «Как делались дела»: истории различных колоритных персонажей из «лихих 90-х». «Дела делались» тогда, сами понимаете, далеко не благие и чистые. История так называемых опиумных войн XIX века – тоже отличная иллюстрация, «как делались дела» в те суровые времена во внешней политике.

 

Запад есть Запад, Восток есть Восток

 

К началу XIX века Китай, а точнее Империя Цин, строившаяся династией Цин (или Цинь) более трех веков, была сильнейшей державой Азии, не имея даже ближайших конкурентов в борьбе за региональное лидерство: Индия была колонизирована, Япония – слишком мала, Россия только осваивала просторы Сибири (да и то получила часть этих территорий как раз от Китая в обмен на военную помощь). По занимаемой площади Империя Цин была в 1,5 раза больше современного Китая.

 

В начале позапрошлого века страны Запада смогли наладить торговое сотрудничество со странами Азии, в частности с китайской империей. Торговля с огромным государством сулила много выгод Европе и США: с одной стороны, Поднебесная – многомиллионный уже тогда потребительский рынок сбыта, с другой стороны, она – поставщик уникальных, востребованных товаров: керамики, чая, шелка. Но в этой прекрасной теоретической схеме была одна практическая проблема. Китаю европейские товары не были нужны.

 

Пекин в лучших традициях азиатских государств вел изоляционистскую политику: ограждение от любого экономического или политического влияния извне, самодостаточность, развитие в каком-то смысле импортозамещения.

 

Такое положение совсем не устраивало Запад: европейские деньги утекали в Поднебесную, в то время как, например, у Британии цель была прямо противоположной: продавая свои товары, получать китайское серебро. Однако дисбаланс в торговле разрушить было нечем. Почти.

 

Ничего личного, просто бизнес

Ключиком, открывавшим рынки Поднебесной, оказался наркотик – опиум. Британцы производили его из опиумного мака, выращиваемого «неподалеку» – в Индии. Экспорт наркотиков – очень выгодное дело. Если, конечно, отбросить этическую сторону такого рода бизнеса. С другой стороны, в XIX веке отношение к наркотическим средствам было специфическое, их употребление и, следовательно, производство жестко не осуждалось. «Что сегодня морфий или кокаин?» – спокойно интересовался Ватсон у Холмса в конце XIX века.

 

В любом случае, поставлять наркотик в обмен на серебро в далекий, таинственный и закрытый Китай было для Лондона обычным делом.

Другого мнения придерживались по ту сторону границы. В Пекине быстро осознали, что такая экспансия Британии ничего хорошего не сулит: ни экономике, из которой выкачивались деньги, ни здоровью населения. В 1838 году император назначил специального чиновника, уполномоченного остановить поставки опиума. В 1839-м этот госслужащий арестовал и уничтожил огромную партию наркотиков. Такого «цивилизованный» Запад простить не смог.

 

В апреле 1840 года Британия объявила Империи Цин войну. Этот конфликт продлился два года и получил название Первой Опиумной войны. Поднебесная едва пережила прямое столкновение с Западом. Гигантская, но технически слабая армия и устаревший флот не смогли противостоять ограниченному, но хорошо оснащенному контингенту британцев из нескольких тысяч солдат. В 1842-м Пекин подписал крайне невыгодный договор, по которому отдавал Британии часть своих территорий (например, Гонконг), а также предоставлял победившей стороне значительные экономические свободы. Однако свободной торговли опиумом Лондон так и не добился.

 

Вскоре Британия «отвлеклась» на дела европейские, а именно – на Крымскую войну. Но после ее завершения поспешила «громко» вернуться в Восточную Азию. В 1856 году по формальному поводу вспыхнула Вторая Опиумная война, в которой китайцев отправились покорять уже не только британцы, но и французы, и даже локально американцы. Империя Цин, не успевшая в короткий срок провести модернизацию, снова потерпела поражение от европейцев. И снова была вынуждена пойти на невыгодные, а во многом – убийственные для себя мирные соглашения.

 

«План Даллеса» XIX века

«План Даллеса», якобы план ЦРУ по «запуску» деградации славянских народов и раздуванию конфликта между ними, уже давно разоблачен как фейк, художественная выдумка. Что, впрочем, не мешает славянским народам падать в пучину алкоголя и наркомании, а также вести экономические, политические и реальные войны.

 

Китай, проигравший в обеих опиумных войнах, стал жертвой своеобразного «плана Даллеса» образца XIX века. В страну, долгое время пребывавшую в довольно строгих порядках, хлынули британские наркотики. Что закономерно вскоре привело к трагическим последствиям: окутанное наркотическим дурманом население утратило пассионарный запал, упала эффективность труда, начались экономические проблемы. Огромную страну не нужно было оккупировать войсками – ее оккупировал опиум. Ухудшение здоровья китайцев, проблемы с рождаемостью... Коктейль из наркотического импорта и военных поражений отбросил Китай далеко назад – о какой-то «китайской империи» смешно было говорить. В дальнейшем европейцы и соседи по азиатскому континенту неоднократно наносили гиганту унизительные поражения.

 

Последствия опиумной «оккупации» дают о себе знать до сих пор: на внешнеполитической арене Китай грозный и мощный, но при этом нерешительный игрок. Влияние Пекина сегодня простирается на Среднюю и Юго-Восточную Азию, частично на Сибирь и даже на часть африканского континента. Но все это в первую очередь влияние экономическое.

 

Игорь ОВДИЕНКО

 

 

Источник Позиция