Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Игорь БИРЮКОВ: «Без децентрализации регионы вынуждены жить «от дотации до субвенции»

Игорь БИРЮКОВ: «Без децентрализации регионы вынуждены жить «от дотации до субвенции»

Категорія: Політика, Регіон
Игорь БИРЮКОВ: «Без децентрализации регионы вынуждены жить «от дотации до субвенции» В современной истории запорожского края есть немало достойных людей. Промышленники, бизнесмены, медики, педагоги – все они задействованы в разных отраслях, но объединены одним качеством: настоящим профессионализмом. К этой категории с полным правом относится и сегодняшний собеседник ПОЗИЦИИ, за плечами которого – десятки лет работы в органах государственной власти.
 
 

Игорь Бирюков – личность для запорожского региона действительно знаковая. В течение 14 лет руководил Гуляйпольским районом, затем восемь лет занимал должность главы Шевченковской районной администрации в Запорожье, имеет 35 лет депутатского стажа в местных советах. Сегодня же он – исполнительный директор Запорожского регионального отделения Ассоциации городов Украины. Как отмечает Игорь Алексеевич, каждый этап его деятельности был непохожим на другие, и поэтому работать всегда было интересно.

 

– Не могу сказать, что с молодости рвался стать каким-то руководителем высокого ранга или политиком: у моего поколения были другие мечты и приоритеты, – вспоминает Игорь Бирюков. – Но жизнь в итоге распорядилась по-своему, и в какой-то момент желание служить стране, людям одержало верх. А время тогда было переломное: 1991 год, на наших глазах рождается независимая Украина. Обстановка сложная, и вот на этом фоне неопределенности жители Гуляйпольского района избирают меня председателем райсовета и одновременно исполняющим обязанности главы местного исполкома. Ответственность, конечно, была колоссальная, но ничего – все трудности благополучно преодолели и в результате район стал одним из самых преуспевающих в Запорожской области.

 

– За счет чего этого удалось достичь?

– В первую очередь местная власть с самого начала опиралась на мнение людей, не избегала контакта с ними. В начале 1990-х Гуляйпольский район был газифицирован по минимуму, а сейчас голубое топливо есть во многих населенных пунктах. Затем сосредоточились на радикальной реформе агропромышленного комплекса. Он тогда едва сводил концы с концами, хозяйства были на грани банкротства. Но уже спустя два года после преобразований в этом секторе они не просто с умом распоряжались своей сотней тысяч гектаров земли, но и арендовали еще столько же в шести соседних районах. Словом, Гуляйполе быстро встало на ноги, развивалась соответствующая инфраструктура. Еще одно достижение – более 500 детей, в основном из неполных и малообеспеченных семей, за деньги районного бюджета и предприятий были обучены в вузах нашей страны. Думать о будущем Украины, инвестировать в него – забота каждого руководителя, и мы этот принцип усилиями всей громады воплотили в жизнь.

 

– Решение оставить Гуляйполе и занять руководящий пост в областном центре далось тяжело?

– В какой-то степени да. Все-таки столько лет отдал своему району, да и специфика в Запорожье, как ни крути, другая. Но, когда поступило предложение от мэра Евгения Карташова возглавить крупнейший в городе Шевченковский район, никакого мандража не испытывал. Конечно, поначалу пришлось вникать в некие тонкости, но это был недолгий процесс. За тот период, что я проработал в районе, нашей команде удалось внести многие позитивные изменения в его быт, наладить контакт с крупными предприятиями, также занимались вопросами экологии, предпринимательства, благоустройством территории – в общем, всем, чем и положено власти. Признаюсь, по разным причинам не все задуманное успели реализовать, но надеюсь, оставили добрый след в истории Шевченковского района.

 

– В 2014 году вы ушли в отставку с этой должности и возглавили Запорожское региональное отделение Ассоциации городов Украины (АГУ). Если не ошибаюсь, именно этой организации центральная власть два года назад предложила разделить ответственность за проведение в стране децентрализации?

– Об эту важнейшую реформу к тому моменту уже было сломано немало копий, и АГУ не могла оставаться в стороне. Если мы хотим, чтобы страна развивалась, нужно делать упор на местную власть, и западный опыт – лучшее тому подтверждение. Пока большая часть финансов сосредотачивалась в Киеве, многие территории жили, что называется, «от дотации до субвенции». То есть ручной режим управления из центра до добра Украину не довел. Сейчас же у всех появился шанс самим строить свое будущее, с оглядкой на собственные потребности. Так почему же им не воспользоваться?

 

Если говорить конкретно о Запорожской области, то в 2015 году было создано 6 объединенных громад, а в прошлом – уже 18. Отмечу, что у нас процесс децентрализации в сравнении с другими областями проходит достаточно активно, регион входит в пятерку лучших по Украине. На 30 апреля намечены очередные выборы в местных громадах запорожского края. В функции АГУ входит разъяснение сути реформы и ее надлежащее сопровождение на местах, практическая помощь в составлении планов дальнейшего развития территорий, налаживание диалога с потенциальными инвесторами, подготовка кадров. В целом, все идет по плану, хотя без сложностей не обходится.

 

– В чем они заключаются?

– В первую очередь до сих пор в Конституцию не внесены изменения касательно децентрализации, и потому каждый год власть меняет правила игры. А отсутствие стабильной законодательной базы (особенно в части распределения финансов и формирования бюджетов громад) не способствует тому, чтобы реформа продвигалась быстрее. Еще один момент: у сельских советов есть два основных вида дохода – налог с физических лиц и плата за землю. Так и не решен вопрос о полномочиях местных громад по поводу земли, находящейся за пределами населенных пунктов. Есть территории, где земли солидное количество, но арендуют ее структуры, зарегистрированные в других районах или даже областях. Самому арендатору, в принципе, все равно, в какой бюджет платить налог, но нужно привязать его к той местности, где земля используется. По-моему, это совершенно справедливо.

 

– Игорь Алексеевич, мне лично доводилось слышать, что рядовые люди нарекают на недостаточную разъяснительную работу в плане децентрализации...

– Мы, как региональное отделение Ассоциации городов Украины, свою часть работы выполняли и выполняем на совесть. Более того, в этом году запустим новые формы диалога с населением. Будут действовать выездные информационные пункты – в тех районах, где реформа идет тяжело, кроме того, планируются ежемесячные выездные консультации. А вообще, замечено, что где с децентрализацией проблем нет, руководители территорий ставят это себе в заслугу, а где все худо – пеняют на незаинтересованность самого населения. Хотя как раз ему чересчур глубоко вникать в суть реформы совсем не обязательно. Людям важно, чтобы власть работала, финансирование территорий не уменьшилось, не была оставлена на произвол судьбы социальная сфера, за административными услугами не приходилось ездить за тридевять земель. Все – этого вполне достаточно!

 

Сами принципы децентрализации в Украине изначально были заложены правильно. Но, повторюсь, когда постоянно меняются правила игры, приспособиться к ним сложно. Понятно, что априори все не могут быть в равных условиях – в областном и районном центрах, к примеру, достаток будет разным и впоследствии. Допустим, в тех же Германии или Польше некоторые территории живут лучше, потому что перечисляют в центральный бюджет больше средств. Это логично и справедливо. Но если какой-то регион не дотягивает до приемлемого уровня, на помощь приходит государство. И нам тоже нужно стремиться к этому. В Запорожской области есть районы, которые принято называть депрессивными, и децентрализация как раз должна подтянуть такие территории к приемлемым показателям.

 

– А как вы относитесь к тому, что некоторые главы сельских, поселковых и районных советов в нашем регионе сознательно тормозят процесс децентрализации?

– Ассоциация городов Украины, к сожалению, на это повлиять никак не может, поскольку у нас все же другие, вспомогательные функции. Но недавно был принят ряд законов, предусматривающих постепенный отход от добровольности при объединении громад. Включаются определенные механизмы присоединения тех территорий, которые не хотят участвовать в процессе наравне со всеми. Правда, в Запорожской области люди проявляют больше сознательности, чем препятствуют децентрализации. Однако бывает и так, что встречаемся с руководителями на местах, доносим до них суть реформы, буквально на пальцах все показываем, предоставляем какие-то расчеты, выкладки и прогнозы. Они говорят – отлично, будем работать, а потом реформу тихо саботируют. Яркий тому пример – Васильевский район. Провели в нем несколько встреч в разных форматах с местной властью, но на этом все и кончилось.

 

По моему мнению, там должен появиться инициатор, который возьмет на себя составление предложения об объединении и отправит его ближайшим соседям по территории для обсуждения. Новый закон предусматривает, что если большая часть громад в каком-то районе уже объединилась и остается лишь небольшое число колеблющихся, вопрос решится без их согласия. Так сказать, «сверху», хотя многие против этого активно протестуют. А вот если саботирует реформу весь район целиком, закон на этот счет пока молчит. Но я уверен, что соответствующие изменения внесены будут – если не в этом полугодии, так в следующем.

 

Увы, у нас многие люди демократию воспринимают как вседозволенность, а не порядок и организованность. А привыкать нужно к правильному разумению этого термина, поскольку хаосом и беспорядком украинцы уже прилично «наелись». Чрезмерная добровольность привела к тому, что процесс децентрализации затягивается. Но реформа физически не завершится, пока в каком-либо уголке Украины останется не охваченная децентрализацией территория. В целом же прогнозы по Запорожской области благоприятные, и в этом году мы должны полностью завершить формирование объединенных громад.

 

– Вы упомянули о том, что Ассоциация городов Украины занимается подготовкой кадров для территорий региона. А ведь речь идет о сотнях новых управленцев...

– Да, это тоже большая проблема. Допустим, в 2015 году в области появились первые шесть громад, но на сегодняшний день только Веселовская разработала стратегию развития. Сейчас в сельских советах зачастую работают люди либо пенсионного возраста, либо же старой закалки, которые к любым преобразованиям относятся весьма настороженно и скептически. Следовательно, нужно вводить во власть свежую кровь, с новыми взглядами и мышлением. Поэтому мы ведем переговоры с рядов вузов региона о подготовке профильных кадров для громад. И если все получится, убежден: Запорожскую область ждет успех в будущем.

 

– Игорь Алексеевич, и напоследок – несколько слов о хобби, которому вы посвятили много лет. Волейбол для вас своеобразная отдушина, способ отвлечься от суеты или нечто большее?

– Без преувеличения, и первое, и второе, и третье! В этом виде спорта – вся моя жизнь. Занимаюсь им с юных лет, а затем, уже когда занимал руководящие должности в Гуляйполе, организовывал соревнования. В 2002 году, на свой 50-летний юбилей, учредил турнир на Кубок «Водолея», 16-й розыгрыш которого недавно завершился в СК «Мотор Сич». Также создал спортивный клуб «Запорожье», который в 2004 году выиграл чемпионат мира в Финляндии, а в 2009-м и 2013-м – Всемирные игры среди ветеранов. Кроме того, с лета прошлого года являюсь президентом ассоциации ветеранов волейбола Украины. Я всегда считал, что пока человек ведет активный образ жизни, занимается спортом, он и в своей повседневной деятельности способен добиваться успехов. А именно такие люди сегодня необходимы Украине как воздух: в конце концов, кому, как не энергичным и инициативным гражданам заниматься обустройством нашего государства?

 

Досье ПОЗИЦИИ

Игорь БИРЮКОВ

Родился в 1952 году в Днепропетровске. В 1972–1974 гг. проходил службу в армии. В 1977 году окончил Днепропетровский металлургический институт, в 1991-м – Мелитопольский институт механизации сельского хозяйства, в 2004 году – Днепропетровский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при президенте Украины. С 1977 по 1980 год работал на заводе лакокрасочных изделий в городе Гуляйполе (Запорожская область) инженером и начальником отдела технического контроля, затем был инспектором комитета народного контроля Гуляйпольского района, с 1982 по 1990 год – на партийной работе. В 1991–2005 гг. – глава Гуляйпольского районного совета и райгосадминистрации, с 2006 по 2014 год – председатель Шевченковской районной администрации Запорожья. Избирался депутатом Запорожского областного и городского советов. Президент спортивного клуба «Запорожье», четырехкратный чемпион мира по волейболу среди ветеранов.

 

Наша справка

Ассоциация городов Украины была создана в июне 1992 года и активно участвует в формировании законодательной базы местного самоуправления. Основная задача организации – защищать интересы территориальных громад как в центральных, так и в региональных органах власти. По инициативе и при участии АГУ был разработан ряд важных для страны законопроектов и документов, внесены изменения в Конституцию относительно местного самоуправления. На данный момент ассоциация объединяет более 550 населенных пунктов, в которых проживает порядка 80% населения Украины.

 

 

Максим КОРОБЕЦ, фото Владимира САЛЬНИКОВА

 

 

Источник Позиция

КОМЕНТАРІ (1)
axabnrg 24 лютого 2017 09:40

Смирновська об'єднана громада успішно хазяйнує на своїй території

http://decentralization.gov.ua/success/item/id/77
          1