Кто корректирует государство? На востоке Украины не
затихает вооруженный конфликт; на Западной Украине тысячи людей де-факто имеют
двойное гражданство (венгерское и румынское наравне с украинским); утерян Крым и
не видно перспектив его возврата. Вспомним также, что юго-восточная Украина на
любых выборах голосует не за тех, за кого обычно голосует Западная Украина и
большей частью центр. В связи с этим ПОЗИЦИЯ спросила ведущих украинских
политологов:
1. Децентрализация в Украине предусматривает, прежде всего, делегирование финансовой самостоятельности местным громадам. Однако это неизбежно влечет за собой и расширение управленческих функций в медицинской, образовательной, социальной сферах. Так это уже настоящая федерализация, если сюда добавить еще и право на проведение местных референдумов по самым животрепещущим вопросам. Предстоит ли это все осуществиться в Украине?
2. Учитывая расширяющийся процесс получения двойного гражданства на Украине, отсутствие контроля со стороны власти над добробатами при блокировании поставок того же угля, а еще ранее электроэнергии в Крым, а также идущие процессы децентрализации власти и финансов – способно ли нынешнее правительство Украины сохранить ее целостность?
3. Еще в 2014 году Россия озвучила и передала Штатам семь принципов по организации Украины. Как вы считаете, не на их ли основе будут договариваться США и Россия о будущем Украины?
1. Не считаю, что для этого нужен референдум. Необходимо решение украинского парламента для внесения изменений в Конституцию. Необходима конституционная реформа, в которой было бы все расписано по полочкам, и мы бы вошли в формат такой актуальной децентрализации. Сегодня в силу дефицита финансовых ресурсов из центра происходит банальная самодеятельность регионов. А референдум по федерализации бесперспективен, поскольку людей запугали этим понятием. Для граждан федерализация – суть одно и то же, что и сепаратизм, терроризм. А значит, люди проголосуют против федеративного устройства, а это на самом деле – спасение нашего суверенитета. Поэтому нужен толковый парламент с ответственными политиками, которые могли бы подготовить изменения в Конституцию по данному вопросу, а государство должно взять на себя полноценную финансовую ответственность за развитие регионов. Кстати, необязательно называть это федерализацией. Пусть это будет такая масштабная децентрализация по европейским нормам, существующим, например, в Испании.
2. Ситуация в Украине ухудшалась последние три года, сегодня зашла в тупик, поэтому трудно ответить на этот вопрос. Конечно, ответственность за это несет нынешнее правительство, которое продолжает линию предыдущего, несмотря на слова Гройсмана о том, что он покажет, как управлять страной. Я не готов сказать, как снять эту тупиковую ситуацию.
3. Думаю, дискуссия будет. Фактически она уже началась. Полагаю, к лету что-то услышим. Возможно, произойдет некая конференция с участием США, Евросоюза, России, может, еще Канады или Великобритании, когда она уже не будет членом ЕС. На этой конференции, может, решится вопрос, в частности, с кризисом на востоке Украины. Эта практика для Европы не нова. В Македонии, например, кризис был преодолен при вмешательстве внешних экспертов. Их рекомендации были внесены в македонский парламент и проголосованы.
1. Федеративное устройство в силу бюджетных ресурсов и прочих возможностей в регионах допустимо, но у нас боятся федерализации как таковой. У нас получится модель в виде унитарного государства с дифференцированной интеграцией регионов.
2. Государство должно вспомнить, что у него имеется институт насилия и инструментарий для силового наведения порядка. После этого можно говорить о сохранении системы. А пока будет продолжаться вакханалия, когда каждый желающий может собрать 10–20–30 человек, зазывая блокировать ЛЭП, железную дорогу. Потом организовать атаку, и при этом понимать, что ничего за это не будет, потому что имеется непререкаемое прикрытие – ура-патриотические лозунги. А если государство в это время толерантно или с безразличием взирает на происходящее, то оно, конечно, обречено.
Картинка, которая идет и на Запад, и на Восток, более чем противоречива. Граждане других стран, глядя на это, думают: «А где же государство? Если группа людей сносит линию ЛЭП или взрывает железнодорожные пути – где же государство?». Государство – это в первую очередь вертикаль, у которой есть силовой ресурс для защиты законодательства. А то, что происходит на востоке страны – это кризис государственности в целом. Потому что государство не справляется со своими функциями. Это ставит под вопрос саму суть государства.
3. В любом случае, украинский вопрос будет подниматься. Это несомненно. Сказать, что все силы будут направлены на обустройство Украины – это вряд ли. США есть чем заняться, кроме Украины. У Трампа большие программные преобразования, не касающиеся нашей страны – разве что вскользь. Что касается РФ, то Путин готовится к перевыборам в 2018 году. Соответственно, происходящее в нашем государстве ему выгодно и абсолютно устраивает. Всегда можно сказать – если не Путин, то бардак. Выбирайте: либо то, что происходит в Украине, либо путинская модель... Говорить американский и российский президенты будут – о том, что надо повлиять на ситуацию, и не более.
1. В период заявленной властью децентрализации доля местных бюджетов уменьшилась на 3%, несмотря на то, что денег в регионах номинально стало больше. В 2013 году местные бюджеты имели 21% государственных денег, в 2016-м – 18%. Думаю, это нечестно со стороны государства руками местных депутатов, громад загребать жар, практически заставляя закрывать социальные сферы, потому что в центре банально нет денег. Параллельно под внешним давлением идет административно-территориальная реформа и объединение громад. Все это больше похоже не на децентрализацию, а на коллективизацию. Громаду буквально сгоняют в колхоз. Плохо, конечно, что нет консультаций, и обходятся без всеукраинского референдума. В нормальных странах, например, в Швейцарии, референдумы, в частности, по государственному устройству проходят регулярно. На них граждане решают важные для себя вопросы. У нас же власть то ли боится, то ли не желает взаимодействовать с украинцами. Существует опасность, что все эти реформы общество начнет попросту саботировать.
2. Мы видим, как эти события в очередной раз демонстрируют, что в Украине существует проблема махновщины. Вам, запорожанам, как никому известны и понятны традиции Гуляй-Поля (устар. название города). Но наблюдать такое в XXI веке – не дело. Махновщина – это игнорирование законов Украины, когда каждый делает что хочет и может. К сожалению, государственные контролирующие органы превратились в рупор, из которого оглашаются предупреждения применить силу для установления правопорядка – только и всего. Энергетический кризис – это кризис всей страны. Ключевым дестабилизирующим фактором на сегодня является низкая легитимность власти – огромные антирейтинги и крайне негативное отношение общества к ней. ЧП в энергетике и блокада Донбасса – это шанс для власти расширить свои полномочия.
3. Конечно, какие-то консультации между упомянутыми странами будут, но не факт, что договорятся. И не факт, что это произойдет быстро.
Источник Позиция
Наталья НЕСТЕРЕНКО
|
ВИБІР РЕДАКЦІЇ
КОМЕНТУЮТЬ
А ЗАВТРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
10142
0
ЯДРЕНОЕ УТРО
9391
0
ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ
9249
0
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА?
9481
0
НАША ИСТОРИЯ-ЗАБУДЬТЕ!
9667
0
ФАКТОР БЕЛАРУСИ
9232
0
БОЯТСЯ НЕ УСПЕТЬ?
9312
0
НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!
9964
0
ЗА КУЛИСАМИ ВОЙНЫ
9307
0
Колонка редактора
Шеф-редактор
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Остання додана стаття:
ОПИТУВАННЯ
В какой Украине вы предпочли бы жить?
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
КОМЕНТАРІ (2)
|