Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Отчетная гастроль

Отчетная гастроль

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Отчетная гастроль В понедельник в здании Запорожской облгосадминистрации по инициативе экспертов из Украинского института международной политики прошел круглый стол на тему «Региональное развитие: вызовы и инструменты для политических партий».
 
 

Присутствующие на мероприятии депутаты запорожского облсовета от разных политических партий сразу поделились проблемами, возникающими в процессе децентрализации (социальные, имущественные, финансовые, процессуальные, земельные и т.д.) и озвучили ряд вопросов, касающихся специфики формирования громад. Политики предложили их разобрать в ходе круглого стола, поскольку обывателям и многим чиновникам непонятны нюансы начатого реформирования.

 

На встрече присутствовали депутаты практически от всех фракций областного совета. Недоумение, однако, вызвал тот факт, что не почтили своим вниманием такое важное мероприятие депутаты от «Блока Петра Порошенко» – и это при том, что зачинателем и двигателем реформы местного самоуправления является как раз лидер этой политической силы, ныне действующий президент Украины.

 

Впрочем, и само мероприятие не соответствовало заявленной теме и поначалу ограничилось озвучиванием дежурных тезисов киевскими спикерами о важности образования громад и, собственно, самой децентрализации власти. Поспешили киевские гости также уверенно заявить об успехах в проведении медицинской и образовательной реформ. Еще обещалось, что с культурой «со следующего года пойдет лучше». Ну, и где здесь роль политических партий в разобустройстве страны?

 

Поверхностное отношение столичных спикеров к обозначенным ими же постановочным вопросам вызвало у приглашенных участников некоторое недоумение. Они пришли услышать ответы на актуальные вопросы и сделать важные выводы по итогам встречи. Проблемы на местах и так нам хорошо известны. Запорожские политики отметили низкий уровень выполнения поставленных Киевом задач перед созданными громадами. И не потому, что люди противятся децентрализации, а как раз наоборот. Трудность – в самой модели реформы для регионов. И это один из аспектов, который депутаты областного совета надеялись обсудить в процессе работы круглого стола. А то у нас каждую уникальную, со своими особенностями область пытаются подогнать под универсальный для всех регионов «размер»: носите, и так сойдет.

 

Стоит заметить, что по всей Украине 483 территориальные громады на 90% содержатся пока за счет средств госбюджета. Вот и получается (вопреки «радостям» от реформы) – по заявлениям запорожских депутатов, что из-за нехватки той же медсубвенции (7800 грн на 10800 чел.) людей зачастую просто выгоняют из стационаров. Из-за того, что опорные (среднего и старшего звена) школы перенесли в райцентры, учителя-предметники остались без работы. Как быть, если объединенная громада сама себя не может прокормить? Есть ли на этот счет рецепт у спустившейся сверху реформы?

 

В процессе этих дебатов спикеры вдруг вспомнили о польском опыте децентрализации 1998 года. Там уже были объединения общин, и на их базе пошел процесс укрупнения – из 49 громад создали 16 воеводств. Предлагая взять на вооружение польский опыт, столичный эксперт обошла вниманием один интересный момент: в процессе укрупнения в Польше нешуточная борьба шла за каждый клочок земли, потому что государство сполна давало средства на ее обустройство. Возникает вопрос: а знакомы ли уважаемые киевские организаторы встречи вообще с зарубежным опытом? Во всяком случае, этого не ощущалось.

 

У нас какая-то размытая ответственность за децентрализацию. Кто отвечает за реформу? Пока что наблюдаем только советчиков на предмет «как это должно работать», даже селу не позволяют распоряжаться собственным имуществом и землей. Поэтому мировых моделей государственного устройства много, но они созданы под вполне конкретные страны. А нам нужна своя, применимая к украинским реалиям.

 

Пока мы находимся на, скажем так, первично-общинном этапе реформы, и окончательно не запутались в рецептах преобразований, нам кажется, что не худо было бы создать такую модель реформы, которая бы подходила под реалии населенных пунктов по всей Украине и Запорожской области в частности. Это постоянно звучало в выступлениях участников круглого стола.

 

По итогам встречи можно понять, что приезжали представители «Агентства регионального развития» указать депутатам на их недостаточную активность в плане преобразований по части объединения местных громад, хотя Запорожская область одна из передовых в Украине в этом вопросе. К большому сожалению, ощущалось, что киевские гости не готовы были к столь серьезной теме, которую сами же и заявили. Депутаты областного совета явно лучше владели ситуацией по части видения проблем в организации громад в регионе.

 

Примечательно, что проект осуществляется при поддержке федерального МИД Германии и Швейцарской Конфедерации. Очевидно, это означает, что эти уважаемые структуры заграницы выделяют денежные средства, а наши реформаторы умело их «осваивают» вот с помощью в том числе и такого рода круглых столов. Экспертов из Украинского института международной политики и Минрегионразвития в регионах слушают, они перед зарубежными партнерами за потраченные деньги отчитываются – все логично по накатанной, но воз украинских реформ и ныне в начале пути.

 

Источник Позиция

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

КОМЕНТАРІ (1)
axabnrg 27 лютого 2017 10:45

Обсяги освітньої та медичної субвенції збільшеноу 2017 роціна 8 і 11 млрд грн відповідно:


          1