Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Децентрализация Лес рубят – щепки летят

Децентрализация Лес рубят – щепки летят

Категорія: Політика, Регіон
Децентрализация Лес рубят – щепки летят В том, что объявленная правительством Украины реформа децентрализации власти имеет огромное значение для будущего страны, сегодня никто не сомневается.
 
 

Но, когда происходят глобальные преобразования, едва ли их авторы задумываются над тем, что в реформах, кроме плюсов, есть минусы и недоработки.

 

Децентрализация – не исключение. Объявив о ее старте, наши кормчие не озаботились тем, чтобы как следует подготовить реформу законодательно. В результате сегодня в районах есть не только объединенные территориальные громады, но и РГА, и райсоветы. Насчет того, какой будет дальнейшая судьба двух последних институций, также как и людей, которые в них работают, власть пока пояснений не дает. И это неудивительно. Как говорится, лес рубят – щепки летят.

 

Продолжая следить за тем, как проходит децентрализация на территории Запорожской области, ПОЗИЦИЯ снова побывала в Бильмакском районе. Чтобы получить объективную картину, мы решили взглянуть на происходящее под другим углом. И потому встретились с председателем Бильмакской районной государственной администрации Артемом Поповым, а также начальниками отделов и управлений. Говорили о децентрализации и двух существующих в районе ОТГ – Камыш-Зорянской и Смирновской.

 

Необратимый процесс

 

Первым на наши вопросы ответил председатель Бильмакской РГА Артем Попов.

– Район, которым Вы руководите, стал одним из первых в области, на территории которого в 2015 году появились сразу две громады. С какими трудностями вы столкнулись в процессе реализации реформы?

 

– Вышло так, что по внедрению децентрализации наш район оказался в числе лидеров. Мы с самого начала принимали в этом процессе активное участие – по три-четыре раза выезжали в каждый сельсовет, где присутствовали на общественных слушаниях. Если говорить о проблемах, я бы обозначил три основных. Первая состоит в том, что на начальном этапе людям катастрофически не хватало информации о реформе. Не сразу получилось определиться и с центрами будущих громад – это вторая проблема. И, наконец, правовой вакуум. Было, например, много неясностей с тем, как должны работать медицина и образование. Однако подчеркну, конфронтации между районной властью и громадами никогда не было. Согласно Перспективному плану, предусмотрено создание и третьей громады. Ее центром станет поселок Бильмак. Процесс объединения уже запущен.

 

– Но ведь когда создастся и третья громада, РГА, как и райсовет, станут автоматически не нужны…

– Вы абсолютно правы. Однако законодатель пока не дает пояснений, как именно это будет происходить. Там, где объединение состоялось в формате «один район – одна громада», райсовет должен самораспуститься. Что делать в других случаях и какова дальнейшая судьба райгосадминистраций, пока не ясно. Функции РГА на переходный период не определены, но мы понимаем, это временно. Децентрализация – необратимый процесс, а значит, изменения в законодательство обязательно будут внесены. Понятно, что с созданием третьей громады, все РГА фактически останутся не у дел.

 

Разговор начистоту

Всех последующих собеседников – начальников управлений и отделов Бильмакской райадминистрации, мы попросили рассказать о том, что изменилось в их работе с появлением на территории района ОТГ.

 

Владимир Крутько, начальник отдела образования, молодежи и спорта:

Учитывая перспективы на ближайшие полгода, Министерство образования и науки разослало письмо, в котором изложило, что нужно делать с образовательными учреждениями, если создаются громады. На уровне Запорожской области предписания не были выполнены. Это повлекло за собой кадровые и юридические проблемы. Если в сельском или поселковом совете после объединения создается отдел образования – ему передаются полномочия. Но так как все образовательные законы сегодня не изменены, руководителей этих учреждений назначает профильное управление. У всех, кто перешел на работу в громаду, в трудовых книжках написано, что приняты они на работу в сельский совет. Но в том-то и дело, что согласно закону его председатель не имеет права принимать на работу руководителей общеобразовательных и дошкольных учреждений. Впрочем, что сделано, то сделано. Положительным моментом я назвал бы то, что реформа позволила учителям, которые перешли в громады, получать достойную зарплату. Также, благодаря щедрому финансированию громад, появилась возможность решить проблемы в образовательных учреждениях, которые отошли к ним. А вот в районе проблем меньше не стало. До начала реформы в нашем распоряжении было 26 учебных заведений – школы, детские сады, УВК. Сейчас осталось 14… Финансирование сократилось в два раза. И как быть?

 

– Наталия Деркач, начальник отдела здравоохранения:

После создания двух громад в подчинении нашей структуры остался Центр первичной медико-санитарной помощи и Бильмакская районная больница. Главная же проблема состоит в том, что вторичная медпомощь по-прежнему находится на балансе районного бюджета. Когда выделялась субвенция на медицину, ее всю направили на первичную помощь, а именно разделили на три центра – наш и те два, что есть в громадах. На ЦРБ денег вообще не дали. К счастью, с Камыш-Зорянской и Смирновской громадами в этом смысле у нас нет проблем. Часть медицинской субвенции, которая приходит от государства, они передают на финансирование ЦРБ. Потому что она обслуживает всех жителей района. Но хотелось бы, чтобы система финансирования вторичной помощи была пересмотрена на законодательном уровне.

 

Виталий Хоменко, начальник управления финансов:

Как уже сказала моя коллега, одна из главных проблем заключается в том, что сегодня государство не обеспечивает финансирование медицины в полном объеме. Субвенции, которая выделяется, не хватает. Если с образованием ситуация складывается более-менее удовлетворительно, то с медициной – нет. Даже если сложить все деньги, с учетом тех, что дают нам громады, это будет 60% от необходимого объема, не более. В связи с этим нужно выделять деньги из районного бюджета. И если в прошлом году эта цифра составила 3 млн грн, в этом она выросла до 6 млн грн. А эти деньги надо еще где-то взять. Хорошо, что у нас есть договоренность с главами громад о передачи части медицинской субвенции и понимание проблемы с их стороны. Я знаю, в тех местах, где этого нет, у районных бюджетов серьезные проблемы. Если говорить о финансировании района в целом, хуже не стало. Ведь вместе с 60% НДФЛ и другими финансовыми преференциями, к громадам перешли и расходы. Учитывая, что в них живет теперь практически половина населения района, можно сказать – бюджет сбалансированный.

 

Вот так и живем…Приняли решение о том, что реформе – быть, и спустили вниз. Дальше, граждане, разбирайтесь как хотите.

 

Ашот БАЛАЯН, фото Владимира САЛЬНИКОВА

 

Источник Позиция

 

КОМЕНТАРІ (2)
dima 28 березня 2017 09:57

Новоушицька селищна об’єднана територіальна громада втілює суттєві зміни у розвиток інфраструктури


          2
axabnrg 9 березня 2017 09:02

Чи є шанс нарешті покращити українські дороги


          1