Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Ящик Пандоры. Переобувшиеся на ходу

Ящик Пандоры. Переобувшиеся на ходу

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Ящик Пандоры. Переобувшиеся на ходу В Киеве, на минувших выходных, неизвестные облили красной краской памятник украинской поэтессе, члену ОУН Олене Телиге (1906–1942). В процессе осознания украинцами себя как титульной нации ее имя стало хрестоматийным, занесено в «Украинскую литературу», учебник для 11 класса.
 

Оттуда школьники узнают, что «в оккупированном фашистами Киеве глава Союза писателей Украины Олена Телига издавала журнал «Литавры», организовывала литературную жизнь». Кроме нее авторы учебника называют других оуновцев – сочиняющих, но весьма далеких от украинской литературы. Зато имена писателей советской Украины, проявивших мужество в борьбе с фашистскими оккупантами, прячут за безликими цифрами. Современные украинские школьники не ведают, что в первые же дни войны в штаб Киевского военного округа явились добровольцами Андрей Головко, Иван Ле, Леонид Первомайский, Павло Усенко, Семен Скляренко, Яков Качура, Савва Голованивский, Олесь Гончар. Что в трагическом 1941-м перед микрофоном радиостанции Юго-Западного фронта выступали Александр Довженко, Андрей Малышко, Александр Корнейчук, Ванда Василевская, Анатолий Шиян, что в партизанских отрядах сражались Кузьма Гриб, Юрий Збанацкий и другие писатели УССР.

 

Здесь хочется остановиться на имени выдающегося писателя, пережившего страну Советов, Олесе Гончаре. Его называют последним советским романтиком. Социализм писателю представлялся чуть ли не синонимом красоты и справедливости. Хотя «социализм» часто не отвечал ему взаимностью. Так, его роман «Собор» был под запретом 20 лет.

 

В глазах общественности Гончар слыл человеком высоко моральным и совестливым. Еще при коммунистах ему предложили написать роман об УПА – обещали предоставить все необходимые документы; главное бы написал «так, как нужно». Писатель отказался: «Правду вы мне все равно не дадите написать, а неправду – не хочу!». В немилости у советской власти он был и потому, что пытался заступаться за писателей-шестидесятников. Мудрый и чуткий, он понимал: происходит что-то далекое от глубинных основ истинного социализма. Но защищал свой идеал перед самим собой, написав однажды в дневнике: у него нет претензий к системе, потому что «не она виновата, что у нас много кретинов. И кто уверен, что при другой системе их было бы меньше?». Эта запись сделана в 1965-м, во время первых после хрущевской оттепели массовых гонений на инакомыслящих.

 

Верить в систему, несмотря на действия не лучших, но тем не менее, руководящих ее представителей, он продолжал почти до развала СССР. Будучи уже не мальчиком, но мужем, как-то упомянул в дневнике слова, сказанные когда-то его любимым Тычиной: «Я уже никого не боюсь, потому что я стар!». И вот так, не страшась, в 1990 году он сложил свой партийный билет. Это случилось после того, как Олесь Гончар встретил свою внучку Лесю на столичной площади Независимости (тогда еще Октябрьской), которая «на граните» была в числе голодающих студентов. Он пришел в Верховный Совет УССР и увидел, что сытые депутаты откровенно смеются над студентами, не желая принимать их требования. Эти улыбки подействовали на него больше, чем предыдущие десятилетия. Гончар написал заявление о выходе из Компартии, в которую вступил на фронте и очень этим дорожил. А в тот осенний день сказал: «Тогда я хотел умереть за партию, а теперь не хочу!»

 

Так что Олеся Гончара вполне можно назвать писателем, свободным от конъюнктуры. Но украинская земля богата также талантами, своевременно переобувавшимися в зависимости от направления идейного ветра. Таких бывших агитпроповцев, менявших свои убеждения, в нашей литературе немало: Дмитро Павлычко, Владимир Яворивский, Иван Драч и др. Да и сегодня появляются новые книги, которые называют «на часі». Время от времени такие «своевременные» презентует также один из наших главных запорожских украинизаторов Александр Белоусенко. Одно из последних его повествований «З Україною в серці» состоит из публицистических статей, обнародованных в различных периодических украиноязычных запорожских изданиях в течение шести лет. Если коротко, автор делится переживаниями о том, что коммунисты и власть Януковича «практично знищувати паростки, закладені за часів Ющенка щодо розвитку української нації, її мови, культури, традицій». Писателя беспокоит вопрос, «чому на Запоріжжі, такому славному історичному козацькому краї, українська мова не звучить – її немає». При этом не отрицает, что «75% шкіл на Запоріжжі – уже україномовні. Дошкільні заклади також україномовні».

 

Отметим, 80-летний Александр Белоусенко начал свою партийную карьеру в 1961-м – с первого секретаря райкома и горкома комсомола. С 1965-го пошел вверх по линии Компартии Украины, дослужившись до первого заместителя председателя Запорожского облисполкома. В 1990–1994 гг. – народный депутат Украины 1-го созыва. Орден Трудового Красного Знамени в 1978 году ему вручали тоже коммунисты. Читателю небезынтересно будет узнать, что народные депутаты Украины 1-го созыва в 1990 году были избраны в Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики 12-го созыва. С приходом независимости этот законотворческий орган был переименован в Верховную Раду Украины 1-го созыва и, соответственно, все его обитатели также туда перешли. Время пребывания Александра Белоусенко в Верховном Совете УССР (избран 18.03.1990-го) совпало с периодом «Революции на граните» (со 2 по 17 октября 1990 года). Так называлась студенческая акция, повлиявшая на судьбоносное решение Олеся Гончара.Интересно, он тогда уже все «переосмыслил» или еще был на пути к этому?

 

Экс-депутат выступает перед студенческой молодежью, является почетным доктором ЗНУ. Его книга «З Україною в серці» издана тиражом в тысячу экземпляров и разойдется по учебным заведениям Запорожской области. Возможно, ее издание будет поставлено на поток, потому что «очільник області Костянтин Бриль пообіцяв, якщо не вистачить, гроші на додруковку належної кількості будуть», – сказал на одной из пресс-конференций автор. Хочется верить, что наш земляк так же близко принимал к сердцу протестные требования молодежи в далеком 1990-м, как сейчас печется о тиражировании своего издания.

 

Интересно, что на презентации своего «доробка» Александр Белоусенко сказал: «Книгу «З Україною в серці» орієнтую свідомим громадянам України». Отмечу, что те «свідомі громадяни України», на которых ориентирует свою книгу автор, ненавидят советское прошлое, в котором он был одним из областных руководителей. А значит, примерно так же относятся и к его бывшим руководителям, среди которых был и наш автор. Неужели уважаемый писатель этого не понимает?

 

Постмайданная Украина закапывает в небытие целую советскую эпоху, не понимая того, что таким образом отрекается и от своего прошлого, от своей истории. Нынешние «свідомі» одних борзописцев бросают в омут забвения, других – возводят в ранг выдающихся гениев Украины. Среди них Олена Телига, в девичестве – Елена Шовгенова. Она родилась в Подмосковье, в обеспеченной семье инженера Ивана Шовгенова. Получила советское образование и воспитание, страна, которую она возненавидела, потратила на нее немалые средства. Жила в Москве, затем – в Санкт-Петербурге, и с детства, естественно, разговаривала на русском, даже не подозревая, что это – «чужа мова». И ничто тогда, казалось, не предвещало беды переиначивания.

 

Изваяние Телиги, которое обошлось госбюджету в 8 млн грн, установлено в Бабьем яру. Судя по всему, скульптура, изображающая «поэтессу», издававшую антисемитские газеты, не прижилась в европейской столице. Почему, как вы думаете? Железная «девочка» продержалась меньше месяца: памятник открыли 20 февраля.

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА

 

 

 

Источник Позиция