Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Ухабистая магистраль

Ухабистая магистраль

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Ухабистая магистраль Состояние автомобильных дорог как в Украине, так и в отдельно взятой Запорожской области по-прежнему является одной из самых актуальных и болезненных для общества тем, интерес к которой не угасает.
 

После внезапной проверки, с которой в середине апреля на территорию Запорожской области нагрянул и.о. главы правления ПАО «Государственная акционерная компания Артем Гриненко, своей должности лишился директор ГП «Запорожский облавтодор» Олег Швец. Это событие, долгое время муссировавшееся в местном медиапространстве, послужило толчком к тому, что интерес к состоянию, в коем пребывают дороги области, вспыхнул с новой силой.

 

На страницах ПОЗИЦИИ мы не раз рассказывали о положении дел в дорожной отрасли, однако решили обратиться к этой теме снова. Учитывая, что в ней далеко не все так однозначно, как может показаться со стороны.

 

Первым, кому мы адресовали наши вопросы, стал заместитель начальника Службы автомобильных дорог в Запорожской области Михаил Прохоров.

 

– В чем, на Ваш взгляд, сегодня заключается главная проблема дорожного хозяйства Украины?

– Она состоит в том, что все автомобильные дороги страны в основном строились в 50–70-е годы XX века, поэтому на сегодняшний день они не в полной мере соответствуют современным нормативным требованиям по грузоподъемности и габаритам. Усугубляет ситуацию и то, что в течение последних 15 лет, если не больше, дорожники полностью ушли от такого норматива как проведение плановых и внеплановых ремонтов. Автомобилисты знают, что если долго не ремонтировать транспортное средство, очень скоро оно придет в негодность, так и с дорогой… Выход из положения искали долго. В итоге остановились на ямочном ремонте. Собственно, он существовал и раньше, но применялся крайне редко, и не был поставлен на поток. Образно говоря, сейчас ямочный ремонт стал чем-то вроде государственной программы. Впрочем, выбор небогатый, учитывая, что капитальный ремонт автомобильных дорог в масштабах страны уже давно не проводится, средний текущий – определенными участками, и далеко не везде, о реконструкции, а тем более строительстве новых дорог, речь и вовсе не идет. Как несложно догадаться, причина – в отсутствии необходимых средств. К слову, на ямочный ремонт мы тратим до 60% всех денег, которые выделяются на эксплуатацию и содержание дорожного покрытия.

 

– Чем отличается ямочный ремонт от текущего среднего, и капитального?

– Не вдаваясь в технологические подробности, объемом средств, который необходим для того чтобы отремонтировать километр дороги тем или иным способом. А также количеством согласований, утверждений и мерой ответственности за некачественное выполнение работ. Если говорить о конкретных цифрах, средний текущий ремонт обходится в 10–12 млн грн за километр.

 

– На одном из недавних совещаний, проходивших в Запорожской облгосадминистрации, руководитель вашего ведомства Геннадий Тимченко заявил, что 32% дорог Запорожской области находятся в критическом состоянии. Это так?

– К сожалению, да. На территории нашей области около 7 тыс. км дорог общего пользования. 32% от их общей протяженности утратили несущую способность, 38% имеют деформированное покрытие, и только 0,5% – это 34,3 км полностью отвечают современным нормативным требованиям первой категории.

 

– Но ведь какой-то же выход из ситуации есть?

– Для сохранения существующей в области сети автомобильных дорог общего пользования в удовлетворительном состоянии, учитывая, минимум двукратное превышение межремонтных сроков, нужно ежегодно ремонтировать капитальным ремонтом более 600 км дорог, текущим – до 2000 км. В этом году Кабмин выделил нам 160 млн грн на эксплуатационное содержание дорожного покрытия, а также 71 млн грн на работы по текущему среднему ремонту. 70 млн грн из второй суммы направлены на текущий средний ремонт дороги Т-08-03 «Запорожье – Мариуполь», а 1 млн грн – на дорогу Н-08 «Борисполь – Днепр – Запорожье». Неоценимой в данном контексте является помощь Запорожской областной государственной администрации и областного совета (в части существующих дорожных программ), которую мы реально ощущаем в последние два года. Раньше привлечение средств из других бюджетов запрещалось, сейчас положение изменилось. Совсем недавно облсовет выделил нашей службе деньги, которые позволили определить проблемные участки, изготовить проектную документацию. Безусловно, это дает возможность сделать там уже не ямочный ремонт, а текущий средний или капитальный. Знаю также, что на сегодняшний день на казначейских счетах Службы автомобильных дорог в Запорожской области находится порядка 170 млн грн такой помощи. Надеюсь, что наше сотрудничество будет продолжаться и в дальнейшем.

Вторым собеседником ПОЗИЦИИ стал директор ООО «Ремшляхбуд» Александр Кирков, любезно согласившийся высказать свою точку зрения по интересующей нас проблематике.

 

– Как считаете, эффективен ли ямочный ремонт?

– В определенных случаях – да. Но это точно не панацея. Единственный способ, который позволит постепенно привести автомобильные дороги Украины в норму – серьезная долгосрочная программа. Кроме этого, конечно, потребуется политическая воля первых лиц и государственный подход. Решение любого вопроса должно быть комплексным.

 

– Почему сегодня украинские дороги – в удручающем состоянии?

– Очевидно, что нагрузки на транспортные магистрали существенно увеличились. В связи с этим появились проблемы, связанные не только с покрытием дорог, но и с их основанием. В свое время, когда проектировалась вся конструкция дорожной одежды, нагрузка на ось автомобиля рассчитывалась в объеме 5–7 тонн, сейчас она достигает 10–12 тонн, что почти вдвое превышает допустимый норматив, да и интенсивность движения выросла в разы. Вот и получается, что постепенно разрушается не только верхний слой покрытия, но и основание дороги. Проникающая влага доходит до самого дна корыта земляного дорожного полотна, оно замокает, и появляются так называемые «пучины». Чтобы ликвидировать такую коррозию, недостаточно сделать только ямочный ремонт. Поврежденный участок нужно разработать экскаватором до основания. Затем в нижний слой уложить доменный шлак, оптимальные смеси из каменно-щебеночных материалов, и лишь потом новый асфальтобетон с помощью асфальтоукладчика. Только такая технология ремонта дает гарантию, что дорога прослужит еще долго.

 

Возвращаясь к примеру с увольнением директора ГП «Запорожский облавтодор», прихожу к выводу, что проверяющие как раз и оказались на таком участке дороги, где нужно было приводить в порядок основание. Поэтому считаю, что в данном случае все было слишком преувеличено в плане перекладывания вины на облавтодор. А увольнение директора – это и вовсе показушное мероприятие. Вспомните, когда все происходило, были холода. Ревизоры остановились и подобрали кусок асфальта. Но при низких температурах битум, входящий в его состав, не сохраняет вязкости. Соответственно, асфальт стал крошиться в руках. Поэтому такой подход, мягко говоря, не профессионален… Обидно, что сейчас наверху нет настоящих профессионалов дорожной отрасли, способных разрабатывать стратегии по приведению автомобильных дорог в проезжаемое состояние, а самое главное – воплощать их в жизнь.

 

Олег ВАЛИК

 

 

Источник Позиция