Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Эфемерные ценности

Эфемерные ценности

Категорія: Політика, Суспільство
Эфемерные ценностиВ прошлом номере газеты ПОЗИЦИЯ был опубликован материал об истории государственной символики современной Украины. Сегодняшней публикацией мы продолжаем обсуждать эту тему.
 

Практически с первых дней возникновения нашего независимого государства не прекращалась дискуссия в обществе о поиске национальной идеи, способной объединить такую многоцветную и многогранную нацию, как украинская. И важнейшим аспектом здесь стали символы страны, указывающие на склонность национальной элиты вести свой народ по тому или иному пути. Хочу напомнить, что флаг, герб и гимн Украины обозначены в статье 20 Конституции страны, их описание и порядок использования установлены законом и обязательны для применения на всей территории нашей страны.

 

Все мы помним, что в процессе дезинтеграции государства под названием Советский Союз возник целый ряд новых государств, в том числе и Украина. Особо хочу подчеркнуть – не в результате классовой или межнациональной борьбы, а только лишь в результате распада иного государства возникла наша страна. И, безусловно, до этого в многонациональном нашем обществе дискуссии о ее национальных символах и не возникало. Вспомним также, что т.н. путч в СССР произошел 19–21 августа 1991 года, был успешно подавлен, а уже 4 сентября над Верховной Радой Украины был поднят сине-желтый флаг. Еще не будучи обозначен как государственный, такой же сине-желтый (синий цвет вверху, желтый внизу) поднимался во время визита тогдашнего еще главы ВР Леонида Кравчука в США и Канаду в сентябре-октябре 1991 года. И только 28 января 1992 года Верховная Рада Украины утвердила этот флаг как государственный.

 

Итак, современный государственный флаг Украины – знамя из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов. Эти цвета издавна использовались в символике на западных украинских землях, а в Галичине в XIX в. были признаны национальными. Кое-где украинские патриоты отдавали преимущество малиновому и красному цветам. Однако на сломе XIX–XX в. утвердился именно такой флаг. Он с некоторыми изменениями использовался в период УНР и Украинского Государства гетмана П. Скоропадского, в Западноукраинской Народной Республике как государственный флаг Карпатской Украины, а также украинскими центрами в эмиграции.

 

Здесь хочу особо подчеркнуть, что флаг в таком виде был характерен, как упомянуто выше, в первую очередь для западноукраинских земель. И при голосовании в ВР 28 января 1992 года именно настойчивость западноукраинского националистического крыла стала катализатором и проводником при голосовании. Восточная и Центральная Украина ничего внятного в альтернативу национальной символики не предложили, дискуссия в обществе не состоялась. И лишь после того, как с течением целого ряда лет стало ясно, что в Украине – далеко не единообразное общество, стали искать общенациональную идею, которая смогла бы объединить страну. Революционный порыв иссяк, а проблемы остались.

 

Опустим в обсуждении «застойный» период президентства Леонида Кучмы, когда страна выбиралась из разрухи 90-х, и всем нам было не до аспектов символики. Вспомним лишь, что второго президента Украины подтолкнули к уходу из политической жизни те же крайне патриотическо-национальные силы, которые и стояли у идеологических основ украинского государства в начале 90-х. В их глазах он был соглашателем с Россией, слабо отстаивал интересы националистического крыла и плохо говорил на украинском языке. И после его ухода, на волне событий после первого «оранжевого» Майдана дискуссия о государственной символике вспыхнула с новой силой.

 

Сами же националисты вдруг обнаружили, что в ней что-то не так. Заговорили о том, что, может быть, у нас до сих пор ничего не получается в государственном строительстве и управлении, что синий и желтый цвета перепутаны местами?

 

Действительно, вспомним и мы, что при утверждении государственного флага депутаты первого созыва Верховной Рады определили верхний цвет – синий, как небо, нижний – желтый, как зерно пшеницы (об этом хорошо и подробно описано в предыдущем номере ПОЗИЦИИ). Никоим образом здесь не были учтены геральдические постулаты, которые применяются одинаково, во всех без исключения случаях при установлении государственных символов в мире. Согласно им, именно желтый цвет должен быть вверху, а синий – как фон внизу, что и практикуется во всем мире. Украина же, как оказалось, пошла своим особым путем не только в государственном строительстве, но и в обустройстве государственной символики.

 

К большому сожалению, сегодня, когда крайне правый национализм при полной государственной поддержке затрамбовал все остальные мнения по вопросам государственного устройства и вектора развития страны глубоко в землю, речь о поиске общей для всей Украины национальной идеи уже не ведется. Жалкие попытки Ющенко и его младодемократического крыла – Матвиенко, Филенко, Стецькива, Беспалого, Сытника, Безсмертного, Пинзеныка и иже с ними организовать примиренческий диалог в обществе были в конечном итоге безжалостно растоптаны их наиболее непримиримыми наследниками – современными «батальонами свободы». Те одиннадцать человек, которые вышли из состава Народно-демократической партии на IVсъезде в 1999 году, не захотев работать с президентом Леонидом Кучмой и назначенным им новым лидером партии премьер-министром Валерием Пустовойтенко, все же руководствовались идеологическими причинами.

 

Они и подозревать не могли, какие обормоты из крайне правых национал-патриотов придут им на смену менее чем через десять лет. И никакая современная дискуссия, даже если она вдруг, в этот период экономической, социальной и культурной разрухи страны и будет организована нынешней властью, ни к какому конструктивному итогу привести не может. Она лишь подчеркивает разорванность страны, но сам разрыв заложен не в «символических» аспектах, а пролегает намного глубже, далеко в ментальной сфере. Это в мирное время работают законы геральдики (если, конечно, элита страны вменяема), а во время разрухи, которую переживает наша страна, народу совершенно все равно, какой цвет над каким довлеет. И, как ни крути, правы выдавленные на обочину современной украинской жизни марксисты – бытие определяет сознание. Поднять бы промышленность, реализовать право на труд, мирную жизнь, образование, как до сих пор почему-то записано в Конституции Украины, достойные пенсии и поправить бы здоровье нации и каждого его представителя, нуждающегося в этом, в отдельности – а с геральдикой мы разберемся. Вот только когда это будет?

 

Артем ОЧАКОВ

 

Источник Позиция

 

 

 

 

КОМЕНТАРІ (1)
Jack 16 травня 2017 12:00
Заколдованный круг: бытие определяет сознание, но для улучшения этого бытия нужно "улучшить" сознание.
Промышленность не поднять без энтузиазма и ясной цели.
Энтузиазм появляется при вдохновлении "идеями", то есть идеологией (передовой, т.е. положительной и конструктивной).
А с идеями не просто плохо, а полная труба.
Вот и получается, как ни крути - чтобы улучшить жизнь, край как необходимо вывести "тараканов" из головы.
          1