Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Детективная профанация

Детективная профанация

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Детективная профанация Тоталитарное государство отличается стремлением контролировать если не все, то большинство сфер жизни. Остальные державы, если хотят прослыть демократическими, ослабляют гайки и отказываются от абсолютной монополии на власть. Допустим, не препятствуют развитию института частных детективов. Взгляните на любую цивилизованную страну: наряду с традиционной полицией там спокойно работают и приватные сыщики. А мы, как обычно, в отстающих плетемся.
 

Нет, носители этой профессии уже более двадцати лет работают и на просторах Украины: под вывесками охранных агентств или юридических фирм скрываются сотни контор, оказывающих детективные услуги. Часто – весьма деликатного свойства, или же занимаются делами, за которые полиция в жизни не возьмется. И лишь в апреле этого года Верховная Рада во втором чтении проголосовала за выведение из тени рынка частного сыска. Осталось только, чтобы закон подписал президент.

 

Как подчеркивают авторы документа, детективы освободят полицию от множества мелкой работы и сопутствующей ей бумажной волокиты. Вот как, значит? То есть силовикам можно будет выдохнуть спокойнее: раскрываемость сама собой растет и без них, довольное начальство от министерства бонусы да звания получает и оттого подчиненных не гоняет – лепота! Но, учитывая, что полицейский работает на зарплату, а детектив на гонорар (который по определению должен быть выше оклада облеченного официозом коллеги), в итоге вся система в частники уйти может. Ну, это так, конечно, шутка юмора. Тем более что принятый законопроект о частном сыске, по сути, – одна сплошная профанация, а не настоящий регулятор его деятельности в Украине. И доказать это можно буквально в три захода.

 

Во-первых, детективам строго-настрого запрещается дублировать функции полиции и осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а также собирать сведения, связанные с личной жизнью лиц, без предоставления письменного согласия последних. Дескать, это противоречит Конституции, где сказано, что сбор и хранение сведений о гражданине без его на то согласия является вмешательством в личную жизнь. Ага, ясно: выходит, детектив должен подойти за объектом, скажем, слежки на улице, галантно представиться и вежливо спросить – не возражаете, чтобы мы вас слегка «попасли»? А в какое время удобно будет, чтобы не слишком отвлекали от забот житейских? Право дело, смешно.

 

Второе: деятельность частного детектива ничем особенным не будет отличаться от будней обычного активиста-общественника. Ведь собирать информацию сыскарю предписывается, например, посредством подачи... запросов в органы государственного и местного самоуправления. Круто! Слушайте, да любой юрист и адвокат без проблем то же сделать могут. Да что там, самому обычному гражданину закон не возбраняет до самозабвения строчить запросы в органы власти и другие учреждения. Но никто для этого от него получения лицензии детектива не требует. Которая, между прочим, стоит денег.

 

Третье: частным сыщиком сможет стать только человек с высшим юридическим образованием или минимум трехлетним стажем работы в оперативных подразделениях или органах досудебного расследования. С оглядкой на два предыдущих абзаца спрашивается: а на кой обязательное наличие этих деталей в биографиях, если все равно ерундой заниматься придется? Хорошо, допустим, этот пункт в законе позволит отсеять всякую шелупень, которая c лихвой начиталась детективных романов и попрет в сыщики. Но разве только юристы обладают аналитическими способностями или склонностью к оперативной деятельности? Пусть не льстят себе: у нас и дворники с тремя высшими образованиями есть, и «ездовые академики» встречаются – справились бы не хуже.

 

Короче говоря, принятый закон о детективной деятельности – это обычная (и притом наспех склепанная) декларация, вызванная желанием не отставать от западной модели устройства общества. Опять же, если в нашем законодательстве четко прописана норма о препятствовании деятельности собирающих информацию журналистов, то насчет частных сыщиков ничего такого не сказано. Иными словами, их можно будет отовсюду гнать в три шеи без боязни быть привлеченным к ответственности. Вот такие сырые, некачественные и бездарные новшества разрабатывают и принимают народные депутаты Украины, и еще гордо вменяют их себе в заслугу.

 

Хотя чисто по-человечески логика законодателей мне понятна. Дай детективам волю и полномочия, к ним представители общественных организаций вприпрыжку побегут. Чтобы заказать оперативную разработку все тех же политиков, чиновников и силовиков на предмет участия в коррупционных схемах. Сегодня этим с грехом пополам занимаются СМИ, но показывают они лишь верхушку айсберга. А узаконь целый институт пронырливых ищеек, и мало нашей «кристально честной» верхушке не покажется. Вот, собственно, и протолкнули в украинский парламент даже не нейтральный документ, а просто ни-как-кой, дабы перестраховаться. И формально не подкопаешься: не отпирались же, приняли закон. А каким он там вышел, не ваше собачье... то есть, простите, сыскное дело.

 

Максим КОРОБЕЦ 

 

Источник Позиция