Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Соглашение об ассоциации... между Давидом и Голиафом

Соглашение об ассоциации... между Давидом и Голиафом

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Соглашение об ассоциации... между Давидом и Голиафом В конце мая верхняя палата парламента Нидерландов проголосовала за ратификацию Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, что громко праздновалось в украинских высоких кабинетах и в студиях телешоу наравне с каждым этапом принятия безвиза.
 
 

Впрочем, и в кабинетах, и на телешоу мало кто взял на себя ответственность говорить не только об абстрактных пока что возможностях и радостях Евросоюза, но и об угрозах и трудностях ассоциации. Как говорил в свое время Уинстон Черчилль своему парламенту, «я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота». Эту цитату в 2013 году, еще когда подписание соглашения Януковичем казалось возможным, любила повторять нынешний вице-спикер Рады Ирина Геращенко. Сегодня она на таких формулировках не настаивает. Хотя ситуация сходна с описанной Черчиллем.

 

Плановая экономика

Когда человек вступает в брак, он может восхищаться пятью поколениями интеллигентов в семье супруга, но не должен забывать о том, что приходит в новую семью (как ни крути, закрытое сообщество) с устоявшимися правилами, отношениями, «подводными камнями». Евросоюз – это не только «семья европейских народов», но и серьезная бюрократическая структура с высокими требованиями к себе и – вдвойне – к своим партнерам. Несмотря на идеологические и политические отличия, ЕС во многом сходен по своей структуре с канувшим в Лету СССР. В частности – квотированной, то есть по сути плановой экономикой. Нет, конечно, никто не сможет приказать фермеру выращивать кукурузу вместо винограда... просто ему не разрешат выйти на внутренние или внешние рынки, если его виноград будет собран вне установленных квот.

 

Украина и Евросоюз, раскинув руки, бросились в объятия друг к другу. И вот тут самое время вспомнить о «весе» двух партнеров. ВВП Евросоюза – около 13 триллионов евро, ВВП Украины – менее 100 миллиардов долларов, то есть в 150–200 раз меньше. ВВП ЕС растет, хоть и медленно, по безработице объединение вернулось к показателям 2009 года. Украина уже который год «отталкивается от дна» в экономике. Четыре из семи стран «Большой семерки» входят в ЕС (после выхода Британии будет три)... Соотношения Украины и Евросоюза – это даже не пропорции Давида и Голиафа.

 

Торговля – это всегда и борьба, и взаимодействие одновременно. Но при таких соотношениях (1:150) нас могут попросту не заметить – ни в конкуренции, ни в сотрудничестве.

 

И наивно было бы полагать, что украинский рынок на более чем 40 миллионов потенциальных потребителей, не будет интересовать европейцев – и мы спокойно будем обходиться внутренними возможностями для покрытия внутренних же потребностей. Показателен пример первых месяцев 2016 года: только за январь того года (за один месяц!) европейские поставщики мяса птицы исчерпали годовую квоту, выделенную Украиной для импорта этой продукции – 18 тысяч тонн. И это при том, что как раз поставки мяса курицы в Европу – одно из приоритетных направлений для наших экспортеров.

 

Кроме того, в тот же год за первый месяц европейцы исчерпали и 66% годовой квоты на поставки сахара. Тоже, прямо скажем, не самый дефицитный внутри Украины товар, чтобы его такими темпами ввозить из-за границы...

 

Это просто один из примеров, как проявляется разница в «весе» Евросоюза и Украины. Даже вроде бы при отсутствии потребностей внутреннего рынка в импортных товарах переполненный и искусственно сдерживаемый внутренними квотами европейский рынок «перельется» во всевозможные лазейки, в том числе и в Украину.

 

Оправдания есть, торговли нет

В то же время украинские производители и экспортеры показали, что не вполне понимают, как же им воспользоваться открывшимися «европейскими воротами». Еще в 2014 году Евросоюз открыл льготные, беспошлинные квоты на поставки ряда товаров из Украины. В том году вообще не были использованы квоты на поставки свинины, этанола, говядины, сигарет, молочных продуктов и еще почти двух десятков позиций. Причины – объективные, конечно. Где-то – не сумели пройти жесткую европейскую сертификацию, где-то европейцы обошлись своей продукцией... Оправдания-то есть, а торговли – нет.

 

В 2015-м ситуация повторилась с незначительными улучшениями. Часть квот снова не была выбрана частично или полностью. Что в свою очередь поставило вопрос о целесообразности их сохранения или увеличения – «европейские ворота» начали закрываться еще до их «открытия» в виде Зоны свободной торговли в 2016-м.

 

Во-первых, обратим внимание и на объемы квот. По многим позициям – несколько тысяч тонн на год. Смешно для такого крупного государства, как Украина. Во-вторых, и на квотированные по льготному признаку товары: почти все они – сырье, за редким исключением в виде полуфабрикатов.

Конечно, никто официально не заявляет о «сырьевом придатке». Как и в ситуации с упомянутым выше фермером, никто не запрещает нам производить конечный продукт с высокой добавочной стоимостью. Но пустят ли его на европейские рынки через сито квот, сертификатов и стандартов?

 

Продавай что хочешь. Если сможешь.

 

Игорь ОВДИЕНКО

 

 

Источник Позиция