Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Медреформа. Если хочешь быть здоров

Медреформа. Если хочешь быть здоров

Категорія: Суспільство, Реформи, Здоров'я
Медреформа. Если хочешь быть здоров 8 июня Верховная Рада поддержала в первом чтении один из двух законопроектов, открывающих путь медицинской реформе в Украине.Необходимость реформирования здравоохранения в стране без преувеличения назрела. Рядовые и известные украинцы выражали свою поддержку переменам, публикуя в соцсетях посты с пометкой #вимагаю_медреформу.
 

Это тысячи историй об отсутствующих и дорогостоящих лекарствах, равнодушии и грубости медиков, нехватке оборудования или мест для госпитализации, как следствие – о подорванном здоровье или даже о смерти родственников, близких, друзей. У каждого украинца, впрочем, найдется не одна такая история.

 

Пример не довод в споре? Обратимся к цифрам. Весной были опубликованы результаты исследования «(Бес)платная медицина». Согласно им, около половины участников (48,8%) опрашиваемых фокус-групп отказывала себе в лечении из-за нехватки средств, около 43% брали в долг на лечение или вынуждены были продавать что-либо из своего имущества, практически все (97%) платили за лекарства во время лечения в медицинских учреждениях. Картина, которая вряд ли кого-то удивит из наших соотечественников. Если только не вспомнить тезис о якобы бесплатной медицине, гарантированной государством.

 

Как британцы

Медреформа, которой был дан формальный старт на минувшей неделе, призвана с этими парадоксами (бес)платной медицины разобраться.

Решение было явно «подсмотрено» у системы здравоохранения Великобритании. Впрочем, и.о. (до сих пор!) главы МОЗ Украины и главный идеолог этой реформы Ульяна Супрун ранее открыто говорила об ориентировании именно на опыт Туманного Альбиона. Отличительная особенность британской системы в сравнении с другими западными странами – это реальное существование государственной и вместе с тем бесплатной медицины.

 

Сегодня украинцы финансируют не лечение себя и своих сограждан, а содержание сферы здравоохранения. От всех поступлений в бюджет центральная власть выделяет определенную сумму на медицину, эта сумма приблизительно равномерно (например, в пересчете на одного потенциального пациента) распределяется между различными лечебными учреждениями страны. На полученные средства медучреждение живет и пытается лечить «приписанных» к ней пациентов. Качество лечения, объем предоставляемых услуг, отношение к больным при этом практически не влияют на дальнейшее финансирование, а значит и дальнейшее существование коллектива. Больницу не лишат финансирования, а пациент не сможет ее поменять – разве что переедет на новое место жительства. Какая уж тут мотивация, кроме клятвы Гиппократа и собственных морально-волевых?

 

Реформаторы от здравоохранения предлагают (по примеру той же Британии и других стран) принцип «деньги ходят за пациентом». После изменения законодательной базы каждый украинский гражданин должен получить гарантию на предоставление ему определенного перечня медицинских услуг. Бесплатных для него, но при этом четко тарифицированных: сколько стоит час приема врача, сколько стоит укол, а сколько – операция. Пациент может получить эту помощь в любой больнице и у любого врача, а государство оплатит эти услуги конкретной больнице и конкретному врачу.

 

Таким образом, медики получают мотивацию для качественной работы (больницы – для обеспечения соответствующих условий), а гражданин – свободу выбора лечащего врача, удобного медучреждения и т.д. Чтобы врачи не «увлекались» ненужными процедурами и лекарствами, запланировано также жесткое нормирование диагностики и лечения.Во всей этой системе государство (по предложению Минздрава – Национальная служба здоровья, отдельная структура при МОЗ) выступает единым страховщиком и заказчиком медицинских услуг, а также и единым покупателем некоторых лекарств, входящих в гарантированный пакет.

 

Без гарантий

Гарантированный пакет медицинских услуг и лекарств – один из основных объектов критики в предложенной Кабмином медреформе. Во-первых, он очень скудный. Особенно – в сравнении с тем же британским, раз уж речь идет о некоторой кальке западных систем. Фактически украинцу гарантированы первичная и неотложная помощь. Дальнейшее лечение и узкоспециализированные услуги: стационар, операции, роды – либо пока «в тумане» (методика оказания такой помощи не прописана), либо уже наверняка будет платной для наших сограждан.

 

Во-вторых, такой гарантированный пакет услуг смогут пересматривать в Кабмине ежегодно. А значит – и сокращать его в случае каких-то финансовых неурядиц правительства, но под благовидным предлогом невостребованности той или иной услуги. Как в старые-добрые времена – «идя навстречу пожеланиям трудящихся».

 

Централизация всех финансовых потоков отечественной медицины в Национальной службе здоровья – еще один пункт, вызывающий вопросы и даже подозрения. В руках этой структуры должны оказаться около 80 млрд грн. Колоссальные средства, удобно собранные в одном месте для возможного дерибана. Не говоря уже о том, что эти средства не дойдут до региональных бюджетов, что явно не увязывается с децентрализацией.

Ну и совсем уж «политический», но очень важный нюанс. Законопроект о медреформе, которым теперь хвастают министры и провластные депутаты, был принят только с пятой попытки, набрав 227 голосов – лишь на 2 больше от 50%. И при примитивном «кнопкодавстве». Можно ли так: с обманом, через силу, на противостоянии – начинать вроде бы благое дело, масштабные перемены в стране? Помните Шарикова: «Мы их душили-душили…»

 

Игорь ОВДИЕНКО

 

 

Источник Позиция