Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Гвардейское прикрытие

Гвардейское прикрытие

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Гвардейское прикрытие Двадцать с лишним лет Вооруженные силы нашей страны служили объектом циничных насмешек и едких замечаний. Все переменилось три года назад, когда резко стало не до шуток. Весну 2014-го можно по праву считать периодом рождения настоящей, а не «бумажной» армии Украины. И хотя наше государство имеет к этому довольно отдаленное отношение, оно пытается контролировать концепцию формирования ВСУ, исходя из собственных соображений.
 

Чем занимается и на каких принципах сегодня строится наша армия, граждане в общих чертах знают. А спроси их, каковы функции Национальной гвардии, призадумаются. Слышать-то о ней все слышали, но цели и задачи этой боевой единицы для многих тайна за семью печатями. Ну, вспомнят, что воссоздали ее в марте 2014 года на базе Внутренних войск, а костяком НГУ стали добровольческие батальоны, которые щедро спонсировали украинские олигархи. Однако что касается конкретного предназначения... А может, у нас вообще две независимых друг от друга армии?

 

Основное отличие ВСУ от Нацгвардии общеизвестно: первые подчиняются Министерству обороны, а вторая – Министерству внутренних дел. Но если взглянуть на задачи обоих подразделений, дублирование многих функций налицо. В частности, они могут вести боевые действия в случае войны или угрозы нападения на страну – раз. Предотвращать и прекращать конфликты и провокации на государственной границе – два. И, как мы видим, бороться с незаконными вооруженными формированиями и участвовать в антитеррористических операциях – три. Тогда к чему это расщепление на ВСУ и НГУ? В понимании народа, пусть бы выступали единым фронтом, может, неразберихи было меньше, да и командованию задачу облегчили.

 

Гвардейцы в иерархии украинских силовиков украинцами нередко воспринимаются как некий не вполне уместный элемент (вообще-то гвардейцы в общенародном понимании – это элитные, отборные войска, – ред.). Как мыслят граждане? Внешний покой государства должна обеспечивать армия, с массовыми беспорядками внутри страны пусть полиция разбирается, важными объектами занимается Государственная служба охраны, а СБУ гоняет шпионов и разведкой промышляет. Вроде бы все при деле, куда тут Нацгвардию приткнуть?

 

Но не все так просто. Не забывайте, что Украина четвертый год живет в состоянии необъявленной войны. Была бы она официальной, ВСУ – конечно! – могли на Донбассе развернуться на полную и шустро разбомбить сепаратистов к чертовой бабушке. Но внутри державы армию по закону использовать нельзя. Именно поэтому на передовой ей компанию составляет НГУ, чтобы власть всегда могла сказать: мы для защиты своей территории используем войска, которые по факту предназначены для обеспечения внутреннего порядка. То есть гвардейскую «выправку» используют в качестве прикрытия.

 

Но в этом разрезе становится не совсем понятно, что происходит в Вооруженных силах. Возобновили призыв – ладно, допустим, ситуация в державе нестабильная. Пообещали молодняк в зону АТО не гнать – тоже правильно: в стране куча кадровых военных и других силовиков, зачем в горячую точку необстрелянных посылать? Уж лучше тех, кто уже что-то умеет и вообще сделал применение силы своим хлебом. Хотя непонятно, где тогда обкатывать собственно самих армейцев? Затем объявили о привлечении к службе в ВСУ выпускников военных кафедр вузов. Что, все равно не хватает армии нормальных офицеров, а не обрюзгших солдафонов в высоких чинах? И, главное, отправят ли их в окопы? Кстати, с начала года около 15 тысяч человек подписали контракт с ВСУ, и руководство Генштаба пообещало укомплектовать из них боевые бригады для задействования в АТО. (Или это уже вот-вот не АТО? А что?) Может, хоть они станут базисом профессиональных Вооруженных сил.

 

С другой стороны, длящаяся более трех лет антитеррористическая «операция» – это уже даже не смешно. Вот власть, точнее, некоторые ее ответвления (чтобы понравиться электорату в канун тоже не объявленных, но практически очевидных выборов) вещают о скорой смене формата военных действий на востоке Украины. Так, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов надеется, что парламент до завершения текущей сессии – 14 июля – рассмотрит законопроект о завершении АТО и начале нового этапа в зоне конфликта.

 

– Мы должны на законодательном уровне определить комплекс силовых и дипломатических шагов, которые обеспечат освобождение оккупированных территорий. Как только будет принят закон, расширяющий правовое поле и предоставляющий полномочия, АТО в нынешнем формате будет завершена, – сказал Александр Турчинов. А первый заместитель главы фракции «Народный фронт» Андрей Тетерук заявил, что на этой неделе в Верховную Раду будет подан законопроект о расширении сфер применения Вооруженных сил Украины.

 

Значит, власть готова пойти на четкое разделение и распределение армейских функций? Что ж, давно ей пора хотя бы пытаться стремиться к порядку, а то сплошь и рядом фундаментальная неустроенность. Впрочем, по-моему, уже поздновато. В связи с надвигающимися выборами власти наверняка придется снова вступать в переговоры по всем параметрам. И будет ей до армии или нет – вопрос довольно спорный. Или на этот раз (вдруг мозги, наконец, включатся) хватит ума сначала позаботиться о безопасности страны, и только потом заниматься дележом должностей, финансовых потоков и налаживанием прибыльных схем? А Нацгвардии предпишут, например, заняться обеспечением выборов для «правильного голосования». И это правильно – раз уж демократию, то в полный рост!

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция