Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Благие вести

Благие вести

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Благие вести Обыск в редакции медиа-холдинга «Вести», сопровождаемый изучением личных смартфонов журналистов и парализовавший работу масс-медиа – очередное тревожный сигнал для свободы слова. Впрочем, реакция на эти сигналы внутри страны все больше ослабевает.
 
 

«Варта» против «Гулливера»

14 июля синхронно в разных регионах страны, в квартирах и офисах, начались обыски в рамках уголовного производства против экс-министра доходов и сборов Александра Клименко. Основное внимание привлекли «следственные действия» в столичном бизнес-центре «Гулливер». Многоэтажное здание было на 15 часов практически полностью заблокировано более чем 500 спецназовцами, нацгвардейцами и прокурорами с участием бронеавтомобилей «Варта». Присутствие батальона вооруженных людей можно с большой натяжкой объяснить ожидаемым сопротивлением охраны, но бронетехника – уже нечто из сферы театра. Как тут не вспомнить, что в 2005 году, когда нынешний генпрокурор Юрий Луценко был министром внутренних дел, правоохранители аналогично подгоняли бронетранспортер к донецкой штаб-квартире олигарха Рината Ахметова.

 

В бизнес-центре «Гулливер» помимо различных бизнес-структур, в той или иной степени связанных с экс-министром (и вообще не связанных тоже), «маски-шоу» смогли в полной мере «насладиться» журналисты медиа-холдинга «Вести». Они провели запертыми в переговорной комнате день и ночь обыска, их телефоны были изъяты – скорее всего информацию с них также снимали следователи. Естественно работа редакции на это время была парализована.

 

Холдинг тоже связывают с именем экс-чиновника, хотя в 2015 году упорно ходили слухи о его выкупе кем-то более лояльным к действующему президенту. Теперь же, судя по заявлениям главного военного прокурора Анатолия Матиоса и министра внутренних дел Арсена Авакова, газету, сайт и радио «Вести» подозревают в получении финансов из незаконных доходов Александра Клименко. Напрямую такую связь масс-медиа с бывшим чиновником и тем более в его преступным капиталом (если эта связь есть) доказать вряд ли возможно. Но силовики, похоже, в случае с «Вестями» ничего доказывать не собираются – надеются на то, что холдинг падет сам собой, в результате таких «следственных действий».

«Надеются» – довольно точное слово. И Аваков, и Матиос на совместном брифинге не скрывали удовольствия от проведенного прессинга «Вестей» и от предвкушения возможного будущего краха издания и радио. Главный военный прокурор не только выразил надежду, что газета уже на следующий день после обыска утратит финансирование, но и поставил одно из крупнейших изданий страны в один ряд с некими «фейковыми сайтами». Не удалось силовикам даже изобразить непредвзятость и уважение к «четвертой власти».

 

Реакция от мирового профессионального сообщества последовала незамедлительно. «Когда военный прокурор посылает элитные военные силы с пулеметами для рейда в офис радиостанции и обыскивает мобильные телефоны журналистов, контакты и текстовые сообщения, для этого может быть только одна интерпретация: это попытка запугивания и серьезная угроза свободы прессы, – прокомментировал из Парижа исполнительный директор Международного комитета защиты журналистов Джоэл Саймон.

 

– Мы призываем власти Украины прекратить преследование журналистов и перестать препятствовать их коммуникации со своими источниками». А австрийское издание Der Standardcвязывает воедино несколько звеньев цепи. Год назад был убит ведущий Радио Вести Павел Шеремет, в начале 2017-го у Радио Вести забирают лицензию на вещание в Киеве и Харькове, три недели назад бывший генеральный директор холдинга Игорь Гужва, а ныне главред интернет-издания strana.ua, был арестован по обвинению в вымогательстве, а теперь – обыски в холдинге «Вести». Иностранные журналисты уверены: все это – давление на свободу слова.

 

Круговая порука наоборот

От отечественных коллег такой же поддержки не последовало. Точнее, она была далеко не единодушной. Еще несколько лет назад проблемы СМИ могли радовать только отдельных, часто маргинальных, коллег-журналистов. Теперь же обыск, запрет, разгром того или иного крупного медиа вызовет в ином солидном медиа ухмылки и публичные рассуждения о «заигравшихся» коллегах. За последние несколько лет разными способами – не мытьем, так катаньем – медиасферу удалось максимально поляризовать. На одном полюсе собрались адепты «перемоги», заочно разделившие всех остальных на «своих», но запутавшихся (глупых, колеблющихся), и «чужих».

 

Слов профессиональной солидарности не произносят те, кто считает «Вести» (а до этого «Страну.ua» и «Интер») – рупором «пятой колонны». А главное – те, кто считает права и свободы СМИ «чуть менее важными», чем некое «общегосударственное дело». (Хотя защита прав и свобод как раз таким делом и должна была являться.) Кто-то свято верит именно в такую иерархию ценностей, другой подыгрывает этому навязываемому тренду, третий отмалчивается, «примеряя на себя» проблемы «Вестей» или «Страны».

 

Бой с тенью

Попытки объяснить давление на оппозиционные СМИ борьбой с влиянием России или беглых чиновников времен Януковича звучат нелепо. Блокировка российских соцсетей на четвертый (!) год противостояния с Кремлем; Министерство информполитики то ли с недостаточным финансированием, то ли попросту без ощутимых результатов работы; подготовка законопроектов о возможности блокировки сайтов без решения суда – все это и многое другое никак не свидетельствуют о существовании хоть какой-то стратегии информационной политики, о систематической борьбе с тем самым влиянием.

 

Реальные «агенты влияния» сидят вовсе не в редакциях и студиях – и силовикам об этом отлично известно. Но с действительно влиятельными людьми по обыкновению войну ведут неохотно. Наоборот: им пожимают руки. Сергей Левочкин, один из владельцев «Интера», нардеп и чувствует себя комфортно и безопасно. Более того, с ним власть имущие договариваются, подписывают соглашения. В то время как студию его телеканала сжигают дотла. Как дела с поиском виновных, к слову?

 

Ну и конечно: судя по борьбе «за чистоту рядов», ставят фейковые новости, берут деньги и вообще всячески нарушают стандарты работы только редакторы оппозиционных СМИ. Ни одно провластное СМИ от силовиков, налоговиков, радикалов по странному стечению обстоятельств не страдает. Впрочем, свободу забирают постепенно – и скоро обычная лояльность к власти может перестать быть индульгенцией. Будут заставлять и их клясться в верности на крови.

 

Наблюдаем ли мы олигархический передел медиасферы? Или наступление на свободу слова по калькам современных авторитарных режимов? К сожалению, эти негативные и опасные для государства процессы не исключают друг друга.

 

Игорь ОВДИЕНКО

 

Источник Позиция