Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Закон о госслужбе: первые итоги

Закон о госслужбе: первые итоги

Категорія: Політика, Регіон
Закон о госслужбе: первые итоги 1 мая 2016 года вступил в силу новый Закон Украины «О государственной службе». Тогда эксперты назвали многие его положения революционными и сошлись во мнении, что он должен в корне изменить отношение к госслужбе.
 

Год с небольшим – очень маленький срок, чтобы делать далеко идущие выводы. Зато прекрасный повод подвести первые итоги.

О них мы беседуем с заместителем начальника Межрегионального управления Национального агентства Украины по вопросам государственной службы в Днепропетровской и Запорожской областях Светланой Бамбызовой.

 

– Расскажите о ключевых итогах первого года работы Закона Украины «О государственной службе»…

– Сразу отмечу, что показатели, касающиеся внедрения норм и положений законодательства о государственной службе говорят о том, что процессы реформирования проходят результативно. Хотя, конечно, есть над чем работать. Так, практически полностью сформировано вторичное законодательство. Для обеспечения надлежащей работы закона принято 40 подзаконных актов, из которых 23 постановления и одно распоряжение Кабинета министров Украины. Безусловно, шагом вперед является введение открытых конкурсов на все должности государственной службы. Собственно говоря, эта новая философия поступления на госслужбу, так как оценивается, прежде всего, личная компетенция кандидата на должность. О том, хорошо это или нет, можно говорить долго. Однако конкурсы на категорию «А» – это высшая категория госслужащих, к которой относится, например, председатель областной государственной администрации, раньше вовсе не проводились. И это само по себе достижение. До этого назначения на эти должности осуществлялись исключительно по политическим или партийным соображениям или исходя из личных симпатий. Что касается категорий «Б» и «В», мы также видим здесь положительные моменты. Сегодня конкурс составил 3,5 человека на место. По состоянию на 2015 год – 1,37. Будем откровенны: раньше, как правило, один человек, который определялся руководителем, шел на формальный конкурс и в 90% случаев получал желаемую должность. Следующий шаг, о котором стоит упомянуть – созданы институты государственного секретаря Кабинета министров и государственных секретарей министерств. Этот шаг – начало реформы государственной службы, одним из аспектов которой есть разделение должностей на политические и административные. Поскольку, именно госсекретари, в частности, осуществляют назначения и увольнения с должностей.

 

– Не могу не спросить вас об оплате труда госслужащего. Здесь что-то изменилось?

– Безусловно. Напомню, что законом введена новая модель оплаты труда. Ею предусмотрено, что часть должностного оклада составит 73%, а стимулирующие выплаты – 27% от общего фонда. Сегодня можно смело говорить об увеличении зарплаты государственных служащих.

 

– Приходилось слышать, что публичные отчеты руководителей органов власти, которые сегодня стали обязательными, введены благодаря данному закону. Это так?

– Конечно, об этом мало упоминают, но публичные отчеты – это одна из норм закона, о котором мы говорим. Реализована она в Украине впервые. Такие отчеты, по состоянию на начало этого года состоялись практически во всех министерствах, центральных органах исполнительной власти, в местных органах власти. Согласно порядку Кабинета министров, руководители государственных органов отчитываются не только перед госслужащими и коллегами, но также при участии общественности, СМИ, публично докладывают об итогах работы.

 

– Скажите, что удалось сделать в плане улучшения работы с персоналом?

– Процесс создания эффективных и действенных служб управления персоналом идет, но говорить о конкретных результатах пока рано. Следует понимать, что службы управления персоналом не просто структурные подразделения государственных органов. В отличие от отдела кадров они являются идеологами профессионализации госслужбы, поэтому обязаны владеть современными технологиями и инструментами. Специально для обучения работников таких подразделений приглашаются лучшие международные тренеры из Германии, Великобритании и так далее. Состоялись и обучающие визиты в страны ЕС. Добавлю, что кроме этого удалось оптимизировать систему профессионального обучения госслужащих. Еще год назад мы имели разрозненные высшие учебные заведения, которые занимались повышением их квалификации. На сегодня уже разработан проект Стандарта образовательной деятельности по повышению квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления, который устанавливает государственные требования к процессу подготовки.

 

– В заключение давайте поговорим о проблемах и трудностях. Что из задуманного получилось реализовать, а что нет?

– Нам удалось запустить единый портал вакансий государственной службы, который работает в штатном режиме. Не удалось полностью преодолеть политическое влияние на субъектов назначения, а также внешние влияния на деятельность конкурсных комиссий. Также являются проблемой низкая подготовка кандидатов, претендующих на должности в госслужбе и недостаточная компетентность конкурсных комиссий. В порядке информации добавлю, что уже завершена подготовка к принятию Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления». Готова новая редакция документа, которая будет предложена Верховной Раде для голосования. Если закон станет реальностью, он только усилит правовую, организационную и финансовую состоятельность местного самоуправления.

 

Источник Позиция

 

Олег ВАЛИК, фото автора