Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » До Рюрика и после…

До Рюрика и после…

Категория: Позиция » Cтатьи » Окно в мир
До Рюрика и после… Историю Руси обычно принято вести от «призвания варягов». О том же, что было до того, как Рюрик пришел «володеть нами» в учебниках говорится редко. Тем не менее, наличие государственности на Руси и «до Рюрика» подтверждает обилие фактов.
 

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в славянские земли, тогда напрашивается вывод о том, что здесь были не разрозненные племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Одним из признаков государственности является существование письменности. Сейчас уже ясно, что в дохристианской Руси она была. Об этом, к примеру, говорит писатель X века Ибн-Фодлан, как очевидец, утверждавший, что на могильном столбе славяне всегда указывали имя покойного, а также князя, которому тот подчинялся. Византийцы и скандинавы не только упоминали, что наши предки имеют собственные письмена – буквицу, но и называли их образованным народом.

 

Более того, в византийских источниках отразились и явные признаки их государственного устройства: иерархия знати, административное деление земель. Упоминается также факт существования «Северных архонтств». Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.

 

Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых и густозаселенных территорий. Эти протогосударственные образования были объединены понятием «Черняховская культура». Установлено, что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет. Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей Черняховской культуры с крупными античными центрами. Основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы.

 

Позднее, где-то с V века, именно в центре Черняховской культуры начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого, согласно «Повести временных лет», стал Кий. Византийский писатель Никифор Григора утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего». Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве.

 

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, выдвигает тезис о том, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива наследники по прямой линии, их сыновья и племянники господствовали многие годы, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру». Хотя Нестор-летописец называет их варягами. Как известно из «Повести временных лет», в 882 году друг Рюрика Олег (прозваный Вещим) убил Аскольда и Дира и завладел Киевом.

 

Если опираться на версию польского историка, то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей. Родоначальник княжеской династии пришел со своим народом, называемым русь. Историки и по сей день спорят, кем был Рюрик и откуда родом. Многие связывают его происхождение с Данией и Швецией. Право быть киевским князем имели все основные ветви династии Рюриковичей.

 

Согласно древним летописям, Киев в 1240 году был разрушен татаро-монголами и пришел в упадок. С 1362 по 1654 год – три века – наша столица и соседствующие с ней области были территорией Великого княжества Литовского, а позже и Речи Посполитой. Эти три столетия наложили неизгладимый отпечаток на нашу письменность и устную речь, значительно потеснив господствовавший здесь древнерусский язык и внеся в них значительную долю польского влияния. С 1321 года Житомир, Полтава и Черкассы – в составе Великого Литовского княжества, а в 1569 году были переданы в состав Польского королевства.

 

Днепропетровск и Запорожье также до 1648 года были территорией Речи Посполитой.

 

Чернигов, который с 1024 года был стольным градом князя Мстислава Владимировича (брат Ярослава Мудрого), в 1239–1356 гг. пребывал под монголо-татарским игом. В 1356–1503 – в составе Литвы. Затем более века – это территория Московского княжества. После 1618 года Черниговская земля перешла Речи Посполитой.

 

В 1654 году гетман Богдан Хмельницкий поднял восстание и вернул земли вокруг Киева. Даже после того, как Киев и окрестности перестали быть частью Польши, поляки составляли немалую долю от населения, что отразилось на языковых особенностях жившего тогда народа и потомков. На эти территории стало возвращаться русское влияние, письменность и речь. Именно этот период нынешние украинские историки и связывают с т.н. русификацией. Но это, как говорится, совсем другая история…

 

Источник Позиция

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА