Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » До Рюрика и после…

До Рюрика и после…

Категория: Позиция » Cтатьи » Окно в мир
До Рюрика и после… Историю Руси обычно принято вести от «призвания варягов». О том же, что было до того, как Рюрик пришел «володеть нами» в учебниках говорится редко. Тем не менее, наличие государственности на Руси и «до Рюрика» подтверждает обилие фактов.
 

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в славянские земли, тогда напрашивается вывод о том, что здесь были не разрозненные племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Одним из признаков государственности является существование письменности. Сейчас уже ясно, что в дохристианской Руси она была. Об этом, к примеру, говорит писатель X века Ибн-Фодлан, как очевидец, утверждавший, что на могильном столбе славяне всегда указывали имя покойного, а также князя, которому тот подчинялся. Византийцы и скандинавы не только упоминали, что наши предки имеют собственные письмена – буквицу, но и называли их образованным народом.

 

Более того, в византийских источниках отразились и явные признаки их государственного устройства: иерархия знати, административное деление земель. Упоминается также факт существования «Северных архонтств». Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.

 

Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых и густозаселенных территорий. Эти протогосударственные образования были объединены понятием «Черняховская культура». Установлено, что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет. Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей Черняховской культуры с крупными античными центрами. Основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы.

 

Позднее, где-то с V века, именно в центре Черняховской культуры начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого, согласно «Повести временных лет», стал Кий. Византийский писатель Никифор Григора утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего». Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве.

 

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, выдвигает тезис о том, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива наследники по прямой линии, их сыновья и племянники господствовали многие годы, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру». Хотя Нестор-летописец называет их варягами. Как известно из «Повести временных лет», в 882 году друг Рюрика Олег (прозваный Вещим) убил Аскольда и Дира и завладел Киевом.

 

Если опираться на версию польского историка, то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей. Родоначальник княжеской династии пришел со своим народом, называемым русь. Историки и по сей день спорят, кем был Рюрик и откуда родом. Многие связывают его происхождение с Данией и Швецией. Право быть киевским князем имели все основные ветви династии Рюриковичей.

 

Согласно древним летописям, Киев в 1240 году был разрушен татаро-монголами и пришел в упадок. С 1362 по 1654 год – три века – наша столица и соседствующие с ней области были территорией Великого княжества Литовского, а позже и Речи Посполитой. Эти три столетия наложили неизгладимый отпечаток на нашу письменность и устную речь, значительно потеснив господствовавший здесь древнерусский язык и внеся в них значительную долю польского влияния. С 1321 года Житомир, Полтава и Черкассы – в составе Великого Литовского княжества, а в 1569 году были переданы в состав Польского королевства.

 

Днепропетровск и Запорожье также до 1648 года были территорией Речи Посполитой.

 

Чернигов, который с 1024 года был стольным градом князя Мстислава Владимировича (брат Ярослава Мудрого), в 1239–1356 гг. пребывал под монголо-татарским игом. В 1356–1503 – в составе Литвы. Затем более века – это территория Московского княжества. После 1618 года Черниговская земля перешла Речи Посполитой.

 

В 1654 году гетман Богдан Хмельницкий поднял восстание и вернул земли вокруг Киева. Даже после того, как Киев и окрестности перестали быть частью Польши, поляки составляли немалую долю от населения, что отразилось на языковых особенностях жившего тогда народа и потомков. На эти территории стало возвращаться русское влияние, письменность и речь. Именно этот период нынешние украинские историки и связывают с т.н. русификацией. Но это, как говорится, совсем другая история…

 

Источник Позиция

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: