Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Оптимальное право. Конкуренция обещает быть жаркой

Оптимальное право. Конкуренция обещает быть жаркой

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Оптимальное право. Конкуренция обещает быть жаркой В недалеком будущем в Украине стартует очередная избирательная кампания в высший законодательный орган страны. По ее итогам граждане соответственно опустят в урну свой «голос» за приглянувшегося кандидата.
 

Нынешние избирательные правила, несмотря на коалиционное соглашение изменить их, до сих пор сохраняют принцип смешанной (пропорционально-мажоритарной) системы. В стране случилось немало перемен, а общество до сих пор ждет принятия нового закона о парламентских выборах.

 

Парламентская Ассамблея Совета Европы в Резолюции 1755(2010), пункт 7.1.1. считает, что украинская «избирательная реформа должна предусматривать принятия пропорциональной системы выборов, основанной на открытых избирательных списках». То есть у избирателей должна появиться возможность проголосовать за конкретных депутатов в многомандатных избирательных округах.

 

Насколько выполняются международные рекомендации, а также национальные политические декларации в Украине, шла речь в Киеве на недавнем семинаре «Реформа виборчого законодавства як єдиний шлях до оновлення політичних еліт», который для региональных журналистов провели эксперты Реанимационного Пакета Реформ (РПР)*.

 

На дворе осень 2017-го, поэтому уже сегодня назрела необходимость ознакомить читателя с проектом избирательных процедур всех участников грядущего избирательного процесса.

 

Сегодня на рассмотрении в Верховной Раде находятся пять законопроектов, касающихся проведения выборов. Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия не обнародовал рекомендации по принятию ни одного из них, поэтому анализ законопроектов журналистам предоставил главный эксперт Группы по реформированию избирательного законодательства РПР Евгений Радченко. Он рассказал о предложенных моделях на предмет их соответствия пропорциональной избирательной системе, а также насколько они соответствуют принципам и стандартам Венецианской комиссии.

 

Территория выборов

По мнению экспертов, проект Избирательного кодекса №3112-1 и законопроект «О выборах народных депутатов Украины» №1068-2наиболее соответствуют заявленным требованиям. Согласно им парламентские выборы предполагается провести в 27 избирательных регионах, границы которых учитывают границы областей. На первый взгляд, недостатком проектов является то, что избирательные регионы разнятся по количеству избирателей. Однако, учитывая то, что при распределении мандатов используется не региональная, а общенациональная избирательная квота, каждый регион получит пропорциональное количеству избирателей число мандатов. Кроме того, в документах отсутствуют требования по учету мест компактного проживания национальных меньшинств. Претендовать на создание национального округа по языковому принципу формально может и русское национальное меньшинство, а это 1/3 территории страны. Венгры, румыны, крымские татары, болгары тоже могут стать в очередь. Однако учесть место компактного проживания можно разве что для молдаван в Черновицкой области. Остальные национальные меньшинства однозначно не получат такой возможности.

 

Выдвиженцы и голоса

Право выдвигать кандидатов на выборах смогут исключительно партии, где каждый потенциальный парламентарий будет закрепляться за одним из 450 территориальных избирательных округов.

 

Способ голосования в корне меняется. Вместо традиционной «галочки» предлагается вписывание номеров кандидатов-партий и их членов. Уже не будет шокирующих «простыней» со списками. Названия партий и фамилии кандидатов в ВР будут пронумерованы и вывешены в кабине для тайного голосования. Бюллетень для голосования уменьшится до размера А5 и соответственно сократятся затраты на их изготовление. Также на избирательном участке по результатам голосования быстренько подсчитают голоса, что немаловажно.

 

Мандаты

Право на участие в распределении депутатских мандатов получат только партии, получившие как минимум 4% поддержки избирателей. После этого ЦИК определит квоту посредством деления количества всех голосов в общегосударственном масштабе на конституционный состав Верховной Рады Украины (450). То есть при распределении мандатов каждый избирательный регион получит пропорциональное количеству избирателей число мандатов.

 

Итак, в украинских реалиях цена мандата станет одинаковой по всей Украине. А это дает шанс небольшим партиям попасть в парламент. Касательно отдельного кандидата устанавливается «процент голосов, поданных за него в соотношении к количеству действительных голосов в регионе». Этот процент определяется с точностью до целого числа путем отбрасывания дробной части. То есть для того чтобы кандидату подняться выше, нужно набрать на 1% голосов больше, чем у соседа по списку. Конечно, доля несправедливости в этом есть, зато вызовет мощную внутрипартийную конкуренцию в период выборов и даст шанс для обновления политических элит. Надеемся, что такой подход в конечном счете предотвратит чрезмерную фракционную раздробленность в период законотворческой деятельности в парламенте и сплотит народ и партии воедино. Так что ждем выборов-2019 по новым избирательным правилам.

 

*Объединение аналитиков, активистов, журналистов, ученых, правозащитников. Главная цель РПР – ускорение процесса реформирования в Украине. Участники общественной инициативы вместе разрабатывают законопроекты, добиваются их принятия и контролируют воплощение реформаторских законов. Проект поддерживается Институтом Медиа Права при содействии Европейского союза и Программы Развития ООН.

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция