Но, конечно, попасть в эти
«объятия» значительно легче, чем от них избавиться.
Влияние США на Украину трудно
переоценить. Польша и страны Балтии, которые общепризнаны как «зона
ответственности» Штатов, по крайней мере не имеют формальных точек соприкосновения
с высоким патроном.
А между тем ранее министром
финансов Украины была Наталья Яресько, уроженка США с украинскими корнями.
Теперь исполняет обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун, также
уроженка США, хотя с украинскими корнями. Зарубежные кураторы в Кабмине с
женским лицом, так сказать.
НАБУ отстраивается под
открытым шефством американского ФБР: «федералы» инструктируют наших
следователей, оба бюро обмениваются информацией по коррупционным делам (что,
конечно, нормальная практика), в прошлом году в НАБУ заезжал тогдашний посол
США Джеффри Пайетт, чтобы «сверить часы» – и это становится уже «доброй»
практикой для государственных, тем более – силовых, органов.
Украинская армия также получает
материальную, а главное – образовательную и организационную помощь от США.
Фактически часть отечественных силовиков, в основном – элитные подразделения и
будущий авангард армии, обучают американские инструкторы. Во времена «холодной
войны» именно так Штатами и Советским Союзом создавались войска для «молодых
демократических (или социалистических) государств».
Несмотря на недавние успехи в
размещении облигаций (на 3 млрд долл.) правительство не собирается сворачивать
свое сотрудничество и с МВФ. Как мы знаем, кредиты фонда (в отличие, например,
от займов по тем же облигациям) сопровождаются рядом политических и
экономических требований. В свою очередь, политику фонда определяют США: в этом
нет никакой конспирологии, по уставу организации США обладают более чем 17%
голосов, тогда как Германия и Япония – около 6%, Великобритания и Франция –
около 5% и т.д.
Дружба с самостоятельными
Опыт партнерских и даже
частично подшефных отношений со Штатами вполне успешен у Израиля, Южной Кореи,
Японии, Канады. Но во всех этих случаях есть важный нюанс: сами данные государства
много сделали для своего экономического развития и обеспечения безопасности.
Зачастую они выступают вполне самостоятельными внешнеполитическими игроками,
даже в пику Вашингтону: Израиль, например, не стесняется противостоять
ближневосточным союзникам Штатов.
Тем временем страны, которые
предпочли быть объектами, а не субъектами внешней политики, сдвинули центр
принятия решения за пределы своих границ, оказываются на дне мировых рейтингов
по всем пунктам: от обеспеченности граждан до свободы слова. Часть бывшей
Югославии, Сирия, Ливия, Афганистан, Ирак... Тут все получилось по Бенджамину
Франклину: «Кто готов пожертвовать свободой ради временной безопасности, не
достойны ни свободы, ни безопасности». Страны, пожертвовавшие суверенитетом
ради иностранной опеки и эфемерных новых возможностей, оказались либо на грани
развала, либо в огне локальных конфликтов.
«Помощь» МВФ тоже оказывается
на поверку сомнительным предприятием – ни одно государство, получавшее помощь
фонда, так и не показало выдающегося или посредственного роста. В то же время,
страны, которые мы пытаемся брать в пример из географически близких: Грузия и
Польша – отказались от кредитов фонда. Грузия – еще во времена правления
Саакашвили, Польша – несколько дней назад.
Невзаимный интерес
Интерес Штатов к Украине
вполне объясним: тут и сланцевый газ на период мирового энергетического
кризиса, и АПК для разрешения кризиса продовольственного, и военно-политический
форпост против России, а заодно и всего условного Востока.
Но интересы Украины в этом
партнерстве пока туманны. США, безусловно, мастера внешней политики, опытны в
своей (!) внутренней политике, но, как мы видим по сказанному выше, не очень-то
успешны в обустройстве чужих государств. Впрочем, мы можем вполне обоснованно также
прогнозировать и то, что Украина начнет искать свою «субъектность» и выходить
из американской сферы влияния только после смены правительства (и корректировки
политического курса), а значит – только после переформатирования коалиции, и
вероятно, после переформатирования всего парламента. Однако если Штаты
закрепятся в Украине не только посредством влияния МВФ, но и на военной базе
где-нибудь, скажем, в Одесской области, отстоять свой суверенитет нам будет
гораздо труднее.