Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » В объятиях гегемона

В объятиях гегемона

Категорія: Позиція » Статті » Політика
В объятиях гегемона Украина все глубже погружается в «объятия» геополитического гегемона – Соединенных Штатов. Место это «теплое» – можно спокойно отдать на откуп «старшему товарищу» ответственность за принятие важных решений.
 

Но, конечно, попасть в эти «объятия» значительно легче, чем от них избавиться.

 

Влияние США на Украину трудно переоценить. Польша и страны Балтии, которые общепризнаны как «зона ответственности» Штатов, по крайней мере не имеют формальных точек соприкосновения с высоким патроном.

 

А между тем ранее министром финансов Украины была Наталья Яресько, уроженка США с украинскими корнями. Теперь исполняет обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун, также уроженка США, хотя с украинскими корнями. Зарубежные кураторы в Кабмине с женским лицом, так сказать.

 

НАБУ отстраивается под открытым шефством американского ФБР: «федералы» инструктируют наших следователей, оба бюро обмениваются информацией по коррупционным делам (что, конечно, нормальная практика), в прошлом году в НАБУ заезжал тогдашний посол США Джеффри Пайетт, чтобы «сверить часы» – и это становится уже «доброй» практикой для государственных, тем более – силовых, органов.

 

Украинская армия также получает материальную, а главное – образовательную и организационную помощь от США. Фактически часть отечественных силовиков, в основном – элитные подразделения и будущий авангард армии, обучают американские инструкторы. Во времена «холодной войны» именно так Штатами и Советским Союзом создавались войска для «молодых демократических (или социалистических) государств».

 

Несмотря на недавние успехи в размещении облигаций (на 3 млрд долл.) правительство не собирается сворачивать свое сотрудничество и с МВФ. Как мы знаем, кредиты фонда (в отличие, например, от займов по тем же облигациям) сопровождаются рядом политических и экономических требований. В свою очередь, политику фонда определяют США: в этом нет никакой конспирологии, по уставу организации США обладают более чем 17% голосов, тогда как Германия и Япония – около 6%, Великобритания и Франция – около 5% и т.д.

 

Дружба с самостоятельными

Опыт партнерских и даже частично подшефных отношений со Штатами вполне успешен у Израиля, Южной Кореи, Японии, Канады. Но во всех этих случаях есть важный нюанс: сами данные государства много сделали для своего экономического развития и обеспечения безопасности. Зачастую они выступают вполне самостоятельными внешнеполитическими игроками, даже в пику Вашингтону: Израиль, например, не стесняется противостоять ближневосточным союзникам Штатов.

 

Тем временем страны, которые предпочли быть объектами, а не субъектами внешней политики, сдвинули центр принятия решения за пределы своих границ, оказываются на дне мировых рейтингов по всем пунктам: от обеспеченности граждан до свободы слова. Часть бывшей Югославии, Сирия, Ливия, Афганистан, Ирак... Тут все получилось по Бенджамину Франклину: «Кто готов пожертвовать свободой ради временной безопасности, не достойны ни свободы, ни безопасности». Страны, пожертвовавшие суверенитетом ради иностранной опеки и эфемерных новых возможностей, оказались либо на грани развала, либо в огне локальных конфликтов.

 

«Помощь» МВФ тоже оказывается на поверку сомнительным предприятием – ни одно государство, получавшее помощь фонда, так и не показало выдающегося или посредственного роста. В то же время, страны, которые мы пытаемся брать в пример из географически близких: Грузия и Польша – отказались от кредитов фонда. Грузия – еще во времена правления Саакашвили, Польша – несколько дней назад.

 

Невзаимный интерес

Интерес Штатов к Украине вполне объясним: тут и сланцевый газ на период мирового энергетического кризиса, и АПК для разрешения кризиса продовольственного, и военно-политический форпост против России, а заодно и всего условного Востока.

 

Но интересы Украины в этом партнерстве пока туманны. США, безусловно, мастера внешней политики, опытны в своей (!) внутренней политике, но, как мы видим по сказанному выше, не очень-то успешны в обустройстве чужих государств. Впрочем, мы можем вполне обоснованно также прогнозировать и то, что Украина начнет искать свою «субъектность» и выходить из американской сферы влияния только после смены правительства (и корректировки политического курса), а значит – только после переформатирования коалиции, и вероятно, после переформатирования всего парламента. Однако если Штаты закрепятся в Украине не только посредством влияния МВФ, но и на военной базе где-нибудь, скажем, в Одесской области, отстоять свой суверенитет нам будет гораздо труднее.